Рецензии на книги

Рецензии на книги | Техника «5 почему» или история одной идеи

Из книги«Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» узнал о другой основополагающей книге «Машина, которая изменила мир». И уже случайно нашел ее на книжном развале. Эта книга-история о переменах в автомобильной промышленности.

Техника «5 почему» или история одной идеи

Как начиналась эпоха автомобилей? Их делали вручную, кустарным способом. В результате такого производства одни и те же детали сильно отличались друг от друга, и задача производителя была в том, чтобы подогнать их друг другу с помощью напильника! В результате по одному и тому же чертежу машины одной модели могли получаться разных размеров. Богатых клиентов процесс производства не волновал, их радовала ручная сборка, да и у них были специально обученные шоферы и механики, которые занимались техническими деталями.

Ключом к массовому производству автомобилей, воплощенному Генри Фордом, стало не применение конвейера, хотя он и внедрил его потом. Главную роль сыграла полная взаимозаменяемость деталей и простота их соединения между собой. И уже на основе этого ноу-хау можно было создавать сборочную линию. Если раньше каждая деталь, изготовленная мастером, гуляла в размерах, то применение стандартов при их создании и обеспечило прорыв в производстве. Как пишут авторы книги «Машина, которая изменила мир»: «Как ни странно, никто другой в отрасли не додумался до этого...».

Да и на линии Форда никто не заморачивался с качеством продукции. На выходе автомобили не проверяли, к ним просто шла инструкция, в которой были расписаны все возможные поломки и способы их устранения. И людям это нравилось, и выбора у них не было.

Так машины и штамповались, пока не пришли японцы. Проблема массового производства в том, что его трудно перенастроить под выпуск какой-то новой модели. Нужно переделывать всю линию. Все штампы. Японцы не могли себе этого позволить, у них не было таких объемов производства и сбыта. Они подумали и придумали систему бережливого производства, которая совместила кустарный труд с массовым.

Одна из идей бережливого производства состояла в том, чтобы добиться качества с самого начала. Если вдруг рабочий на заводе Тойоты (а это Тойота изменила мир автомобилестроения) замечал дефект, что какая-то деталь не входила туда, куда должна, то он останавливал всю сборочную линию. И вместе с командой завода они искали способ не допустить этого дефекта больше никогда. Они применяли технику «пяти почему». Почему возник этот дефект? Почему? Почему?.. Как исправить? Докапывались до истины.

В Европе и США сборочные линии не останавливались. Если машина была собрана с браком, то это выяснилось только в самом конце, когда автомобиль проходил тестирование. Представьте, сотни-тысячи деталей, собранный автомобиль, и не заводится! Лучшие из лучших умов входили в группу по поиску и устранению неисправностей. Когда японцы посещали американские заводы и видели кучки людей, элиту производства, которые с гордостью устраняли неполадки в произведенных автомобилях, японцы вопрошали: «Зачем? Зачем вы это делаете? Как вы допускаете, что до конца линии доезжает автомобиль в недрах которого кроется дефект? Не проще ли устранять причину на входе?».

Если мысль, что нужно решать проблемы на корню вам кажется очевидной, то во многих областях нашей жизни она еще не нашла реализации. Тут я уже отвлекусь в повествовании от автомобилей. Например, такая область как травматология. Каждый год у нас на склонах гор Краснодарского края и Адыгеи безумные люди, в попытке естественного отбора, скатываются на таблетках по зимнему снегу и ломают себе руки, ноги, позвоночник. Больницы наполняются лауреатами премии Дарвина, но почему никто из здравомыслящих людей не ограничит наших братьев по разуму? Не создаст ограждения на трассах, не проинспектирует их… Почему врачи травматологии не соберут причины самых массовых травм и не передадут эту информацию тем, кто может изменить ситуацию?

Или вот пожилые люди, которые выходят на яркий зимний снег, подскальзываются на льду и ломают шейку бедра, руки, ноги… Почему тут не применяется японская техника «5 почему?». Почему старики падают?

Тут есть, если подумать, проблема на стороне самих пожилых людей. Они своим бездействием по прошлой жизни довели себя до состояния, в котором плохо координируются. Мы могли бы крикнуть: «Это Спарта!», но у нас гуманное общество и мы эту проблему переложим на коммунальщиков. Применим «5 почему».

Почему не убрали лед? Потому, что не были готовы коммунальные службы, внезапно наступила зима, выпал снег. Почему для муниципальных служб в середине января!!! внезапно наступает зима? Тут я затрудняюсь продолжать мысль. Но, если вам кажутся такие размышления надуманными, то в США одна из клиник существенно снизила повреждения и смерти пожилых людей в результате их падений. Оказалось, что старики цепляют своими ногтями ковры, падают и отправляются прямиком на тот свет. Им стали стричь ногти!!! И проблема решилась. Ну могли бы еще ковры убрать, но остается еще много способов убиться, как лестницы, открытые окна, скользкие полы без ковров...

Суть в том, что проблемы нужно решать на стадии их зарождения. И для этого применять японскую технику «5 почему». В следующий раз, когда у вас возникнет проблема, то задавайте вопрос «Почему?» до тех пор, пока не дойдете до первопричины. На этой технике, в том числе, создаются автомобили Тойота, которые изменили мир.

Владимир Никонов
Подкасты о финансах и саморазвитии на Яндекс-музыке:

https://music.yandex.ru/album/7328601

★2
4 комментария
Одна из идей бережливого производства состояла в том, чтобы добиться качества с самого начала. Если вдруг рабочий на заводе Тойоты (а это Тойота изменила мир автомобилестроения) замечал дефект, что какая-то деталь не входила туда, куда должна, то он останавливал всю сборочную линию. 
Брака в в автомобилях Тойота, произведенных в Европе как был так и остался. Они то книгу эту не читали???
Может в Европе не смогли решить вопросы с качеством. Другой менталитет.
Владимир Никонов, В Европе все решили еще задолго до.)
avatar
Когда Тойота стала выдавать идеальный продукт (который не ломался)… то вылезла непредусмотренная штука — машины никого не покупал также как и запчасти.
Машины стоили дорого, плохо ломались и поэтому их тяжело было продавать.
Но после Тойоты появился Кенон. Со своей идеей что нужно дешево продавать продукт, и дорого, запчасти и комплектующие… И снова все подумали — почему я раньше не догадался :).

теги блога Владимир Никонов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн