Блог им. sng

Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

Норвежский пенсионный фонд отчитался за 2021 год, и я представляю вам новый пост в цикле «Пенсионный фонд здорового человека vs Пенсионный фонд курильщика».

Пенсионный фонд здорового человека
 Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

Пенсионный фонд здорового человека начал свою активную инвестиционную деятельность в 1990-х годах. Дело в том, что Норвегия — это тоже страна-экспортер нефти, экономика которой сильно зависит от экспорта энергоресурсов. Первую нефть на шельфе Северного моря они начали добывать в 1960-х, и к 1990-м годам назрел вопрос: как грамотно распоряжаться сверхдоходами от добычи нефти — так, чтобы перенести эти доходы в будущее и чтобы следующие поколения могли воспользоваться этим богатством?

Дело в том, что к середине 1990-х с инфраструктурой внутри страны был уже наведен порядок, у людей была работа, и уровень жизни был высоким, а вложения в национальную экономику могли создать риск «огосударствления». Если государство скупит бизнесы внутри страны (или доли в бизнесах) — ничего хорошего из этого не выйдет. Так что единственно верным решением для норвежцев стали инвестиции в бизнесы в других странах.

Для этого решили использовать фонд благосостояния (национальный пенсионный фонд): это было логично, ведь сверхдоходы от нефти должны принадлежать народу, а не государству. Государство (в лице министерства финансов) здесь выступает как доверительный управляющий, ведущий абсолютно открытую отчетность перед народом. Настолько открытую, что у каждого (даже у меня — человека к Норвегии не имеющего никакого отношения) есть возмсожность заглянуть к ним в отчеты.

В 1996-1997 норвежцы начали скупать бизнесы у братьев-скандинавов и давать им в долг: речь о Дании, Швеции, Финляндии. Дела пошли хорошо, появилась практика, и решено было выйти на международный рынок.

+1,5 трлн крон (13 трлн ₽) в 2021 году
Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

По состоянию на конец 2021 года активы норвежского пенсионного фонда составляли уже 12 триллионов 340 миллиардов крон или порядка 1,4 трлн долларов.

Интересный факт: большинство активов сейчас — это акции компаний со всего мира. В акциях сконцентрировано 72% от стоимости активов фонда (синий цвет на графике). Несмотря на сложившийся среди обывателей стереотип, что эти все акции — это циферки и графики на экранах, и ничего из себя не представляют и вообще рынок акций похож на казино, действительно «умные» и крупные деньги делают долгосрочную ставку на них.

На втором месте в фонде облигации. Долговые инструменты занимают 25,4% от всех активов фонда (серый цвет на графике).

Голубым на графике указана недвижимость, её всего лишь 2,5% в фонде, но это (как правило) очень крупная и востребованная недвижимость: например, небоскребы в Нью-Йорке или складская недвижимость в Западной Европе.

Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

Занимательный факт: начиная с 2015 года, активные пополнения фонда с доходов от нефти почти прекратились, и в 2016 году впервые часть средств (101 млрд крон) выведены из фонда для пополнения бюджета. Фонд впервые был использован по назначению. В 2018-2019 годах бюджет не был дефицитным, так что появились вновь сверхдоходы от нефти, и фонд получил небольшие пополнения. А вот в 2020-2021 годах норвежцы забирают из фонда благосостояния значительные средства.

Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

О чудо! Несмотря на изъятия, фонд продолжает прирастать огромными темпами. Откуда берутся новые деньги в фонде, который не пополняется, а наоборот — понемногу начал проедаться? Темно-синим на графике — объем инвестированных за все время средств.

Конечно же, большая часть денег — это аккумулированная прибыль от тысяч бизнесов, которыми на небольшую долю владеет норвежский пенсионный фонд. Голубым на графике показан этот эффект. Как снежный ком эти доходы нарастали со временем, и сейчас на вложенные ранее 2,9 трлн крон в фонде чистый доход составляет 8 трлн крон.

Серым показан эффект удешевления самой норвежской кроны к международным валютам. Он тоже есть, т.к. инфляция в кроне была выше чем в долларе или евро.

Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

Доходность фонда не всегда была положительной. Так, в печально известном 2008 году фонд «похудел» на 23%. Тем не менее, среднегодовая доходность фонда составляет 6,6%, несмотря на то что фонд пережил «потерянное десятилетие» с 2000 по 2010 год — время, за которое доходность инвестиций (если смотреть в сумме) не покрывала инфляцию.

Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

Фонд инвестирует по всему миру. Даже в Россию. К сожалению, ещё не представлены данные за 2021 год, но в 2020 году норвежские пенсионеры владели небольшими долями в 50 наших компаниях на сумму свыше 30 млрд норвежских крон (260 млрд ₽) — от Сбербанка и Яндекса до Саратовского НПЗ (Крекинг) и Башнефти. Но по абсолютным показателям наибольший вклад в доходность в 2021 году принесли американские корпорации — 960 млрд крон (8,4 трлн ₽).

Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

Что это за корпорации — тоже не секрет. Больше всего денег норвежским пенсионерам в 2021 принес Microsoft — 78 млрд крон (680 млрд ₽).

Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

Так как Норвегия — страна маленькая, им приходится открывать офисы в разных странах и нанимать местных экспертов для того чтобы понять, а куда можно инвестировать. Так, сейчас 98 менеджеров по всему миру управляют 4% фонда, но цифра отданного на аутсорс управления сильно растет. Например, у норвежских пенсионеров есть офис в Москве, в задачи которого входит анализ российского фондового рынка с точки зрения привлекательности инвестиций и соблюдения ценностей фонда.

Пенсионный фонд курильщика

Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

Пенсионный фонд России пока что не отчитался об успехах в 2021 году. Отчет за 2020 год был задержан на полгода, и вышел в конце июня. Я держу руку на пульсе, и когда выйдет годовой отчет — сразу же примусь за его анализ. Главным вопросом на сегодня для меня является такой вопрос: приводит ли реформа 2018 года к ожидаемым результатам — сократится ли 2-триллионный дефицит фонда, покрываемый из бюджета РФ? Станет ли фонд наконец-то профицитным?

Я никакого профита от норвежцев не получу, а вот от нашего пенсионного фонда — на горизонте 35 лет что-то должен получить! По моим расчетам, это будет порядка 20000₽ в месяц в сегодняшних деньгах на каждого взрослого в нашей семье, и еще 750₽ + 500₽ в месяц от замороженных сбережений в накопительной системе для двоих взрослых. В сумме можно рассчитывать на 41000₽ в месяц на двоих с 65 лет. Это примерно треть от наших расходов на обычную жизнь сегодня. То есть если ничего не предпринимать, потребуется ужаться на 70% в своем образ жизни. Так что я имею очень большой интерес в отслеживании прогресса в нашей пенсионной системе.

Конечно же, в лоб эти два фонда сравнивать нет смысла. У нас тоже есть фонд национального благосостояния, в который складываются доходы от нефти. Правда, он инвестирует наше с вами благосостояние в валюту, а не в активы. Очередной победой фонда было перекладывание значительного количества активов из доллара в евро в 2021 году. Так мы даем этим грязным зеленым бумажкам отпор! Правда, в отличие от норвежского фонда, активы которого приросли на 14,5% (в номинальном выражении, без инфляции) при изъятиях фонда, наши ФНБ не имеет прироста от инвестиций, и даже наоборот — валюта имеет инфляционную природу. Например, недавно ЕЦБ отчитался о том, что инфляция в еврозоне составила 5,1%. Так, вложения нашего ФНБ в стабильную европейскую валюту растеряли 5% на ровном месте.

Так что по традиции, «фондом курильщика» в моем сравнении выступит связка ПФР+ФНБ. Но только когда выйдет годовой отчет. Следите за обновлениями.

Чему норвежский фонд может научить обычного человека?

Норвежские пенсионеры стали богаче ещё на 1,5 трлн крон - как им это удалось

Ну вот, уже конец статьи, а никакого грааля не рассказали! Просто показали триллионы, и даже в конце секретную формулу добычи денег из воздуха не предоставили… Ну да, красивое, а толку? Какое нам может быть дело до норвежских пенсионеров, чему может научить их опыт?

Давайте я постараюсь рассказать, чему я научился у норвежцев. Я слежу за ними с 2018 года, и моё нынешнее мировоззрение сформировано не в последнюю очередь на их опыте:

  1. Когда вы молоды, и у вас появился хороший доход — есть смысл не тратить всё в ноль, а откладывать часть доходов на будущее. Это стандартная практика, и чудес не бывает — деньги из ниоткуда не появляются.
  2. Управляющие крупнейшим фондом с долгосрочными целями распределяют вложения по трем типам активов: доли в бизнесах (акции), фиксированный доход (облигации), недвижимость. Наверное, делают они это неслучайно. Кстати, они полностью игнорируют золото.
  3. Большую часть активов (72%) норвежцы держат в акциях. Несмотря на нестабильность ценообразования, акции исторически дают лучший результат на длинных периодах — в них будто бы есть дополнительная премия для тех, кто готов терпеть нервные скачки в части стоимости.
  4. Норвежцы держат в своем фонде активы со всего мира, и не концентрируются на одной стране или на одной части света. Если в одной стране что-то пойдет не так (часто можно услышать опасения по поводу «пузырения» в США сейчас и страшилки о Японском пузыре в конце 1980-х), активы в других странах могут компенсировать убытки от падения.
  5. Даже имея у себя в штате лучших управляющих со всего мира и лучшие возможности анализа компаний, норвежцы не возомнили себя гуру рынка, и инвестируют свои средства равномерно — ровным слоем размазывая на компании со всего мира пропорционально их рыночной капитализации и только за редким исключением выходя из диапазона 0,5-2% от стоимости всей компании. Тем не менее, аналитика не простаивает просто так — я не нашёл среди их позиций очевидный скам наподобие Triterras. Сомнительные компании типа ContextLogic, Clover Health, AppHarvest или G1 Therapeutics норвежцы тоже обошли стороной. Печально известная Virgin Galactic у них есть. Правда, доля в компании составляет 0,2% при стандартной позиции в остальных компаниях около 1%. Есть и выглядящие странными инвестиции в Nikola Motors или Lordstown Motors — очень интересно, какие критерии были соблюдены здесь чтобы получить инвестиции норвежского фонда.

С уважением, Александр Елисеев aka Finindie
Блог в Телеграм: t.me/Finindie
Блог в YouTube: www.youtube.com/c/finindie
★18
236 комментариев
как им это удалось?
потому что фондом управляют норвежцы, а не россияне, например.
avatar
VpnS, я думаю гнидные лучше бы справились

avatar
VpnS, какая чушь -))
avatar
КРЫС, .… а этим лишь-бы вззбзднуть… .

сравнить население, территорию, коммуналку и п.р… . 
avatar
Wallstep, люди падки на заголовки… Внутрь не смотрят… Да и пусть..
Вот тут у восторгающихся чего, в мозгах что-то добавиться? Очень сильно сомневаюсь
avatar
КРЫС, 
в мозгах что-то

. . .. там полная голова рекламных туристических буклетов...
avatar
КРЫС, Конечно добавилось )). Как минимум можно сравнить доходность норвежского фонда с доходностью нашего ФНБ. И подумать, почему у нас такие жесткие ограничения на инвестиционные инструменты.
avatar
Andrew_Kl, все очень просто — чем больше свободных дс, тем выше риск может принять инвестор. У России фнб больше подушка безопасности. У норвегов это реально «лишние деньги».
avatar
КРЫС, Насчет «лишних денег» утверждение весьма спорное. Вообще, бывают ли деньги лишними?
avatar
Andrew_Kl, бывают -)) Можете мне поверить. Я их вижу иногда…
avatar
КРЫС, Ни разу не видел )). Но это ничего не меняет. Пусть даже у нас это «подушка безопасности» с иной срочностью. Но разве это повод запихивать ее в неликвид? Да еще и изначально убыточный? Вернее на изначально убыточных условиях для ФНБ.
avatar
Andrew_Kl, Андрей, давайте конкретику. Что за неликвид? Что за улыточность?
avatar
КРЫС, Например 
government.ru/docs/44444/
avatar
Andrew_Kl, именно, не акции мордокниги, а финансирование конкретных объектов. ЖКХ не требует модернизации? Кто этим должен заниматься? Я за электричество плачу 1000 ре в месяц. Норвежец укладывается в 100 евро? Вот она доходность..
Другое дело, что часть этих средств- инвестиций разворуют. Но это уже вопрос другой оперы
avatar
КРЫС, Конечно требует. Точно так же как требовал докапитализации Аэрофлот и ВТБ. Но при чем здесь ФНБ? Еще надо строить дороги, мосты, школы и больницы.  Это тоже за счет ФНБ делать? 
Собственно, в том числе в этом и разница с норвежским фондом. То, что разворуют — так их разворуют вне зависимости источника финансирования, так что это отдельный вопрос.

«Я за электричество плачу 1000 ре в месяц» — это очень экономно )). У меня около 5000 выходит. 
И не очень понятно, в чем доходность?
avatar
Andrew_Kl, так что такое фнб? Это и есть сверхдоходы государства. То есть, на 90 процентов — налоги. Так почему их не тратить на школы, больницы, дороги?
Моя доходность в том, что плачу меньше.
avatar
КРЫС, «Статья 96.10. Фонд национального благосостояния 1. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.»
Это цели ФНБ. Если в бюджете не хватает денег на школы, больницы, дороги, он должен пополняться из ФНБ.
У нас же подобные траты (а в конечном счете займ на нерыночных условиях — это расходы, пусть и не в полной сумме) проходят как размещение средств ФНБ. Что, кстати, искажает бюджетные показатели.


avatar
Andrew_Kl, по букве, наверно, вы правы. Проверять влом. Но по духу понятно, что это перекладка средств из одного кармана в другой… Искажающая? Ну, не знаю… Мне как гражданину без разницы — из какого кармана гос-во потратит средства на здравохранение. Главное, чтоб потратило -)
avatar
КРЫС, Есть такое понятие как закон. И он должен соблюдаться. Если он плохой, его надо менять. Можно переименовать ФНБ в «карман правительства» и установить, что из него можно финансировать нужные, но убыточные проекты )).
Вообще-то для подобных (нужных, но убыточных) проектов у нас есть ВЭБ.
А вот почему в данном случае используется именно ФНБ как раз очень интересно.

avatar
Andrew_Kl, уверен, что все законно… Иначе быть не может.
avatar
КРЫС, Ст.96.11 БК РФ. 
2. Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение их сохранности и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 262-ФЗ)
Размещение под 3 % на 25 лет вряд ли обеспечивают сохранность средств ФНБ и получение стабильного дохода. Про гарантии возвратности — отдельный и непонятный пока вопрос.
Покупка акций Аэрофлота тоже.
avatar
Andrew_Kl, Андрей, вы сталкивались с инвестированием бюджетных средств?
Вы представляете себе последствия их незаконного размещения? СК, Прокуратура, ЦБ проверяли вашу инвестиционную деятельность?
Это ж у смартлабовца все просто… В жизни ни одна копейка фнб не ушла в, инвестицию без бумажки. Уж поверьте мне…
avatar
КРЫС, Есть текст закона. Вы считаете, что покупка акций Аэрофлота гарантирует «сохранность средств ФНБ и получение стабильного дохода»? Или размещение в инвестпроекты в ЖКХ по 3 % ?
А бумажки будут. 
Кстати, часто прокуратура проверяет деятельность наших высших чиновников?
avatar
Andrew_Kl, Андрей, я повторю — можете мне верить или не верить, но каждая копейка госсредств инвестирована в соответствии какой-нить бумажки...
Проверяет ли генпрокуратура ЦБ? Да. Достаточно часто. Гуглите
avatar
КРЫС, Причем здесь ЦБ? Еще раз — бумажки будут, в этом я не сомневаюсь.
Вопрос прежний — Вы считаете, что покупка акций Аэрофлота гарантирует «сохранность средств ФНБ и получение стабильного дохода»? Или размещение в инвестпроекты в ЖКХ по 3 %?
avatar
Andrew_Kl, причем здесь «как я считаю?» Тут именно главное — как будут считать контролирующие органы.
avatar
КРЫС, При том, что контролирующие органы, никакого нарушения не найдут )).
avatar
Andrew_Kl, гуглите -)
avatar
КРЫС, гуглить что?
avatar
Andrew_Kl, периодически чиновники уходят в отставку за нецелевое использование бюджетных средств.
avatar
Andrew_Kl, прочитайте п.4.2 этой же ст.96.11 БК РФ.
avatar
Festina, Прочитал. И что?
avatar
КРЫС, вполне может.

закон писался кудриным.

а выполняется другими главами правительств.

у них свои цели и задачи.
насущные и важные.
то понос то золотуха, то крым, то ковид, то лнр и днр.
и все это стоит денег.

все эти главы правительств  достоверно знают что за нарушение этого закона о ФНБ никаких мер не установлено.

таковы правила игры.

avatar
Антон Б, вы их (правила) не знаете
avatar
КРЫС, я описал теоретически почему это реально.
и так и будет.
из раза в раз.

Пример Аэрофлот — туда кинуты деньги из ФНБ.

Самолеты должны летать — должны.
На это нужны деньги в ковид — нужны.
Это не возвратные затраты — да невозвратные.
Весь ковид туда придется докидывать деньги — сколько лет и сколько раз непонятно.

По этому что коммерческий кредит не получить.

Но самолеты должны летать — если аэрофлот встанет и вообще связность страны.
Глава правительства может вылететь со своей должности.
Будет за что.

Исход — финансирование из ФНБ.
Правильное решение?
Да.

Только ФНБ получается фонд спасения а не фонд инвестиций и сохранения капитала.
Цели то другие.
avatar
Антон Б, не готов отвечать на многобукф...
Но, вообще, не согласен практически ни с одним посылом комментария.
С чего вы все это взяли — вот прямо вопрос для меня..
Возвратные. 
И посмотрите, когда Аэрофлот разместил последний раз облигации на рынке…
avatar
КРЫС, Взял что невозвратные что на ТОТ момент.
На момент когда деньги ушли.
Ни один банк это не прокредитовал.
Так что на тот момент, на момент решения, они были невозвратные.

Что будет в будущем неизвестно.
Но если так управлять системно.
На этом ни самом плохом объективно примере.
Даже лучше среднего возможно решение.

то ни о каком доходе речи не идет.
и не может идти.

avatar
КРЫС, а почему у них есть лишние а у нас нет? 
avatar
Wallstep, как численность населения коррелирует с доходностью инвестиций?
avatar
NikolasM, 
у автора:
Дело в том, что к середине 1990-х с инфраструктурой внутри страны был уже наведен порядок, у людей была работа, и уровень жизни был высоким

в «нашем» случае голова болела не об инвестициях, а о том как
залатать дыры в стране... в т.ч. оплатить миллионам
пенсионерам хоть какие ни будь пенсии.. . 

P.S. 

 практически 0 не смущает в 00-х ? 

кстати, это вчера:




avatar
Wallstep, странно, мне всегда говорят, что я отстегиваю пенсионерам со своей зп 22% ежемесячно на пенсионеров, плюс украденная накопительная часть
avatar
NikolasM, и предполагаете, что на Ваши 22% «от зарплаты» 
можно прожить?

кстати, заплатить пенсионерам, которые создали всю
инфраструктуру, которой до сих пор пользуемся не грех.. . 
avatar
Wallstep, 22% от моей зарплаты это почти три средних пенсии, я уверен
avatar
NikolasM, у Вас ДА, высокая зп (возможно) а еще трое нихера
не делают, а еще трое (директоров) нихера не платят. .. 
avatar
Wallstep, сколько средняя зп по росстату? А это одна даже не минимальная пенсия
avatar
NikolasM, предлагаю последний коммент:

Бюджет ПФР РФ на 2022 год — 10 000 000 000 000
кол-во «трудящихся» — 72 000 000 

сами прикиньте, подумайте...
avatar
Wallstep, я тоже считаю, что паразитов получающих выше средней пенсии, а тем более выходящих раньше нужно прорядить как следует
avatar
NikolasM, а Вы поработайте там где пенсия досрочно и, может, по другому будете говорить, если доживете. Хотя по разному бывает, можно кадровиком в МО просидеть 20 лет и в дамках)
avatar
Bazilius, большая часть так и сидит пожарные, ФСИН, менты и прочи от всей этой ранней и увеличенной пенсии только перекос создаётся, где работяг имеют и в хвост и в гриву, все должно регулироваться зарплатой здесь и сейчас тогда и вопросов не будет
avatar
NikolasM, попробуйте опером 20 лет отпахать), я попробовал. Это совсем не то что бы в офис ходить и тур путевки продавать или на кассе пробивать товары. 
avatar
Bazilius, опером не надо 20 лет пахать, о том и речь чтобы мотивировать чистой зп
avatar
NikolasM, а кто должен тогда там пахать?
avatar
Bazilius, те кто и сейчас только за деньги по рынку, а не вот эта морковка, сегодня есть, завтра нет, за день перед пенсией по отрицательным мотивам под жопу коленом ))
avatar
NikolasM, им пенсия положена в 45 лет.
потому что они по своей работе исполнять обязанности НЕ МОГУТ в этом возрасте уже.
На своей должности они государству уже не нужны.
Не по доброте душевной.

Государство их все равно в эти годы будет выкидывать с работы.

Так ты хочешь чтобы люди в 45 лет которые умеют в насилие и умеют опыт насилия.
Умеют оружием пользоваться и применять.
без пенсии оказывались на улице?
avatar
Wallstep, из этих трудящихся больше половины в госсекторе
avatar
ves2010, 
больше половины в госсекторе



www.rbc.ru/society/23/09/2019/5d8868bb9a7947414a3753bd

avatar
Wallstep, Гос сектор это не только чиновники.
Это все суживые.
Это все пенсионеры служивые и чиновники.
А их пенсионеров служивых сколько-же сколько служивых.

И потом не правильно считать только служивых и чиновников.

Еще есть ЦБ, пенс фонд, и таких много структур.
они формально не чиновники.
но сами себя считают чиновниками.

avatar

Wallstep, не грех заплатить ГОСУДАРСТВУ и ОЛИГАРХАМ которые этой инфрастуктурой ВЛАДЕЮТ фактически.
22%.

При чем здесь фонд зарплат текущих работников?

avatar
Wallstep, а ты газ, уголь, никель, алмазы… не забыл приплюcовать?
avatar
Зажиточный бюргер, 
приплюcовать?

кому приплюсовать?
avatar
Wallstep, Ну странно по одной нефти мерить. У нас ведь не только нефть качают. 
avatar
Зажиточный бюргер, картинка для примера — автор пытается
(как всегда) сравнивать круглое с зеленым.. .

 ...в Норвегии то же никель и газ добывают/продают.. .

а давайте ка сравним «затратную часть»/обслуживание:

— протяженность железных дорог РФ и Норвегии;
— протяженность оптических кабелей;
— протяженность электросетей/кол-во опор;
— количество очистных сооружений;
— протяженность автодорог;
— жилищный фонд (после войны и перестройки);
— климат б... ь.. .

* это, так на вскидку.. .
* ну и ворюги, конечно есть, как и в любой другой стране...
avatar
Wallstep, Давайте сравним как живут чиновники в РФ и чиновники в Норвегии. Посмотрим как живут друзья презента.  Пока я вижу что в РФ денег нет на людей, а вот миллиарды у друзей ВВП чудесным образом появляются. Дворцы растут как грибы. 
avatar
Зажиточный бюргер, тут я согласен — бояр нужно как то обезжирить, 
но не «перестараться».. . 

это уже другая тема — природа человека и его пороки ))).. .

*кстати, мы не знаем как на самом деле «живут» чиновники
Норвегии, демонстративные катания
на велосипедах не показатель.. . 
avatar
Зажиточный бюргер,  иначе и быть не может с такими суками при власти
avatar
Wallstep, да хорош уже оправдывать российское разгильдяйство, кумовство и коррупцию размерами чего-либо.
avatar
Глеб Абдулов, 
кумовство и коррупцию
я не оправдываю, но и сравнивать теплое с квадратным тоже
не корректно.. .

* кстати, коррупция и кумовство есть на всей планете Земля
avatar
Зажиточный бюргер, действительно, кому газ приплюсовать? -))
avatar
Зажиточный бюргер, это частные компании.
avatar
Wallstep,  на том и стоят что ГАДЯТ
avatar
Wallstep, а есть таблица «Все полезные ископаемые на душу населения»?
avatar
Mike_Z, … .)) пытаюсь «нагуглить» таблицу — количество
рас3.14здяев, двоечников, лентяев, не образованных,
малограмотных и просто мудаков на «квадратный метр» РФ.

Если бы 2% трудонаселения России работало как в Норвегии,
причин о том, «как управлять» т.н. фондом(ми) не было бы.
avatar
VpnS, вся суть проста. Полная открытая отчетность и подконтрольность народу. Суть открытых и подъотчетных финансов. У нас этого нет. Вот и выходит что народное. Оказывается мое
avatar
VpnS, Как грится чтобы жить как в Норвегии, нужно несколько миллионов норвежцев. 
avatar
VpnS, ДОСТОЙНЫЕ И ЧЕСТНЫЕ НОРВЕЖЦЫ… БЕЗ чубайсиковв -  грефиковв бля
avatar
VpnS, А почему пендосы не дают России инвестировать в западные компании?
avatar
а ведь могли понастроить оружия и завоевать соседнюю швецию с финляндией… и гренландию у датчан отжать… хотя что с них взять ...  дикари

и ведь самое обидно… америка видя такое богатство не отжала... 
avatar
ves2010, ну сними входную дверь с дома своего и купи на это диван помягче… к чему эти границы и замки? И пса сторожевого продай…
Константин Кутузов, а что там у каклов? и в америке негров линчуют… и это госдолг у них...
ты стрелки с норвегий не переводи… и стемы не соскакивай
avatar
ves2010, это Вы стрелки не переводите. Военная защита у Норвегии не бесплатная
Константин Кутузов, те ты  хочешь этим сказать что солдаты нато были бы дешевле для россии? чтоа??? да ты либераст! ловите инагента!!!
avatar
ves2010, да какая разница? Зачем им вообще войска? Пусть дружат со всеми
какое богатство? -)) Что там отжимать? -)) Америка Аляску свою населить не может — им еще Норвегию подавай?
Вы были в Норвегии? Я был. В семье обеспеченного норвежца. Население Норвегии знаете? А уровень их жизни?
Нда…
avatar
КРЫС, они ещё будут втирать что в Норвегии климат как в Мурманске или Якутии))
avatar
ves2010, товарищ столтенберг на днях выехал на задание
avatar
перешлите в правительство свою статью.

а то наши не знают.

может им весь экономический блок просто платить зп.
за то чтобы они не появлялись на работе.

и поставить робота копировщика фонда норвежского.
(а он публикует свои позиции)

будет выгоднее.
судя по статье.
avatar
Антон Б, это какие у тебя наши? которые людей пытают? которые с украиной война? которые отравляют убивают и головы режут? фигасе  у тебя наши
avatar
Антон Б, -)) поржал… спасибо
avatar
>>и в 2016 году впервые часть средств (101 млрд крон) выведены из фонда для пополнения бюджета.

Вот это не понял. Вы пишете, что деньги принадлежат гражданам (будущим пенсионерам), а потом, что деньги были изъяты для пополнения дефицитного бюджета.
avatar
Валерий Крылов, я не вникал глубже, куда пошли именно эти 100 ярдов (не особо интересно), но в назначении фонда прописано, что может быть использован для улучшения социального благополучия бла-бла-бла. Упростив повествование, написал что в бюджет. 
avatar
Finindie, ясно, любом случае спасибо за статью. Но этот момент немного покоробил. Похоже, что это только лозунги (насчет того, что накопления ПФ принадлежат гражданам). 
avatar
Валерий Крылов, да, скорее всего — не на личные аккаунты эти бабки начисляются, конечно же…
avatar
А было бы 3 триллиона, если бы не воровали)))
Век живи, век учись!!!
avatar
 Это говорит в каком то смысле о пользе узконационального государства, которое не кормит пол мира  — всяких недобрадьев и прочих гнид. Не делает широких жестов и тп.
avatar
принц Оранский, путирашка тоже узконациональное, даже фашистское государство. Русские тут рабами как при гитлере значатся, проводится политика размывания коренной нации и ее депопуляция.
avatar
Отличная статья, продолжаю вас читать, спасибо!
avatar
А зато мы лучше всех умеем деньги разбазаривать!



avatar
Стас, Хотите сказать — если бы у России был пенсионный фонд вместо Искандеров и Сармат — то с ней все бы дружили, и она была бы в полном спокойствии и безопасности?
avatar
Население Норвегии по состоянию на 1 января 2021 года составляет 5 391 369 человек.[2] По оценкам Центрального статистического бюро Норвегии, рубеж в 5 000 000 человек был достигнут 19 марта 2012 года.[3] Доля населения в возрасте до 14 лет — 17,3 %; 15—64 лет — 65,2 %; старше 65 лет — 17,5 % (2020 год).[4][5][6] Средний возраст в стране составляет 39,5 лет; у мужчин — 38,8 лет; у женщин — 40,2 года (2020 год).
---
Что  же это получается? Во всей входящей в НАТО и движущейся в фарватере вашингтонской политики Норвегии пенсионеров меньше чем в Санкт-Петербурге?
avatar
rotten1979, ну зачем вы это тут? Тут же вопли в моде — как они смогли...
Тут лозунги в ходу, мозгов-то нет…
avatar
КРЫС, а вы не обратили внимание на начало статьи? там сказано что в Норвегии развили инфру и решили не доводить до абсурда и огусодарсвления. А у нас  просто просирают, воруют, да выводят. Полагаю что с мозгами точно беда у вас, но вы так, местный клоун на зарплате видимо.
avatar
Lokoman, когда у оппонента нет мозгов, он приходит к последней степени убеждения — «вы клоун на зарплате»...
так вот, молодой человек… когда поуправляете 5 млрд долларов — потом обращайтесь, можно обсудить и мои мозги, и мою зарплату… И даже мои доходы. А пока довольствуйтесь тем, что не знаете материала, но можете позволить оскорбить оппонента в инете… Уровень -))
avatar
КРЫС, специально опустился до вашего уровня) редкий пост у вас без гадостей в сторону оппонента))
avatar
Lokoman, покажете хоть один мой пост с гадостью?
Нет, вы на своем уровне… Не хотите думать головой — продолжайте в том же духе... 
avatar
КРЫС, пенсионным фондом в РФ вообще то не Вы управляете.
Со своими знаниями.
А какие-то иные которые роботу автоследования проигрывают.
а робот вполне возможен.
если вопросы защиты информации в сторону убрать.
(а там конечно должно быть надежно)

то это скрипт в 500 строк на джава скрипте получится.
и будет лучше сем люди в пф работать

Обсуждается же не ваши знания и опыт.
А два фонда двух стран.

avatar
Антон Б, рука-лицо… Обсуждайте дальше без меня… Не хочу в этом позорище невежд участвовать…
avatar
КРЫС, обсуждают же не вашу квалификацию и навыки.

Сравнивают навыки управляющих конкурентными пенсионными фондами.

это не подразумевает, что обсуждать могут только те, кто имеет навыки управлять такими фондами.

я например не имею таких навыков.
и, как вы верно заметили, большинство тоже.

но это не отбирает право сравнивать результаты.
клиенты имеют право сравнивать.
avatar
Антон Б, сравнивают доходность нефтяного фонда Норвегии с чем? С пфр? У пфр нет средств в управлении. С фнб? У фнб другие цели. Так с чем сравнивают нефтяной фонд Норвегии?
avatar
Lokoman, развить инфру для 4 млн и для 150 млн человек, на ваш взгляд, одинаково стоит?
avatar
Владимир, опять вы с новыми вводными? Товарищу не хватает мозгов эти-то проанализировать… -))
avatar
КРЫС, это я еще про размах территории не говорил(
avatar
Владимир, ну и не надо -) судя по динамике чата, у восторгающихся уже какой-то локдаун -))
avatar
КРЫС, я уж молчу о лютом бреде, что дескать фонд принадлежит народу. Владелец имущества может им распоряжаться по своему усмотрению, а каков механизм распоряжения имуществом норвежского фонда в пользу отдельного гражданина? В общем, вся статья — наброс на вентилятор. Грустно.
avatar
Владимир, нет не одинаково. Поэтому в РФ развивать не будем?
avatar
Lokoman, не понимаю о чем вы. Развивали, развиваем и будем развивать. В чем у вас претензия?
avatar
Владимир, там нет претензий… Там лозунги. Человек за все хорошее и против всего плохого. На словах…
avatar
КРЫС, я вот иногда думаю, что большое упущение, что в новостных лентах не уделяют внимание успехам… такие вот кадры искренне считают, что если они о чем-то не знают (при этом даже не пытались узнать), то этого просто не существует
avatar
Lokoman, нет у него с мозгами порядок, как и у байкала, а вот проблемы с честью и совестью, ибо у шкур их нет. не довсех бандеровцев СТАЛИН добрался. часть ускользнула и сейчас исправно служит оккупанту.
avatar
Наши не могут так делать, акции отберут и заблокируют) все же понимают
avatar
Йонатан Берсон, нужно искать компромиссное решение, а не просто тупо евро и юань на балансе ФНБ держать
avatar
Finindie, А у вас какие предложения?
avatar
Mityan, сложный вопрос. Я уже не первый год изучаю опыт ФНБ. Есть варианты, но не с кем дискуссию вести. Везде в политиканство откровенное скатывается. 
avatar
Finindie, а вы не обратили внимание на начало статьи? там сказано что в Норвегии развили инфру и решили не доводить до абсурда и огусодарсвления. А у нас  просто просирают, воруют, да выводят. Полагаю что с мозгами точно беда у вас, но вы так, местный клоун на зарплате видимо.
avatar
smit, я написал эту статью. Это мои слова
avatar
Finindie, нужно вваливать в собственное производство, активы и т.д. нанимать хороших менеджеров буржуйских которым будут открыты все двери. А не чубайса кормить 
avatar
Finindie, нужно в инфру, ресёрч, сцаенс унд эдюкейшн. И глядишь, ВВП так  рванет, что и на инвестиции хватит…
avatar
Finindie, никогда тупо валюты не лежат.
avatar
Йонатан Берсон, заблокируют акции китайские Си больше путину не друг, можно же не в США и его сатилитов вкладываться, ну уж точно на 100 % в баксах и евро, золоте не держать 600 лярдов $ 20 лет
avatar
Grisha_che, а кто не сатилит сша?)
avatar
Йонатан Берсон, свои выкупать можно в фонд 80 % фрифлоута у амеров, в Крым 2014, дирипаска кризис, корону 2020 можно было голубые фишки скупить на миллиарды и десятки миллиардов $
avatar
Grisha_che, ну так мы жеж любим еб-лом щелкать. Это только сын Кириенко знает когда покупать акции вместе с женой Шувалова
avatar
Йонатан Берсон, согласен. Норвегии никто не угрожает санкциями. И защищать соотечественников от разных полуфашистских режимов в разных странах им тоже не приходится.
avatar
Спасибо за интересную информацию. Давно слышал про Норвежский Фонд, но вот так подробно и интересно прочитал только у вас. 
avatar
Когда в головах все в порядке и счета прирастают
avatar
trader_95, очень жду статистики фонда за этот год… Текущий.
avatar
Стас, 
И тогда другие страны будут уважать и сами потянутся в друзья.
Как-то сомнительно.
avatar
Стас, я хочу вам сказать — изучите экономику Норвегии...
Красивая сказка... 
avatar
В ФНБ 50%+1 акция Сбера, купленные примерно по 190. И Дважды по 211 ярдов дивидендов Сбер уже туда перечислил.
avatar
Supric, откуда инфа что сбер принадлежит фонду??? 
минфину — да, фонд — минфину да, но не сбер — фнб

avatar
Zuko Yuppi, minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/?id_65=93488-dannye_o_dvizhenii_sredstv_i_rezultatakh_upravleniya_sredstvami_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya

*** С апреля 2020 г. в составе ФНБ по рыночной стоимости, рассчитанной на основании средневзвешенной цены акций, учитываются обыкновенные акции ПАО Сбербанк.
avatar
В глобальной политике у каждой страны своя функция. Некоторые страны выступают кошельками. Вы написали, что в 2016 году что-то там вывели. Здорово. А могут ли норвежцы выйти из всех активов и вернуть деньги в страну? Ответ, нет. Т.е.вся их кубышка это аналогия с МММ или Финико. Много там хулиардов, а чё толку то… До века 19 никому в голову не приходило выводить деньги из своей страны, чтобы что-то там развивать в другой стране. Это нонсенс. В 21 веке население потупело и можно уже скормить такую чепуху. Всегда есть на что тратить в собственной стране. Например, на науку и прорывные технологии. Скупай все мозги с планеты и строй лаборатории. Так что всё это здорово, но по факту фонд является МММ. Просто он ещё не обанкротился.
avatar
Леонид, 
А могут ли норвежцы выйти из всех активов и вернуть деньги в страну?
Главный вопрос — а зачем, чтобы что?
Можно же всю жизнь жить и изымать столько, сколько нужно. Это у вас «кругом враги», хватай и беги. Есть и другой образ мышления
avatar
Finindie, дело не в образе мышления.
дело в том, что действительно — у кого-то есть враги геополитические противники, а у кого-то нет.

avatar
Mityan, человек просто не знает, что в официальных документах США мы числимся врагами. Однако сейчас у США проблема и вот уже и европейцы интересуются… а не кинул ли их Вашингтон?
avatar
Finindie, Значит вам не известно главное правило любых инвестиций. Важен не доход, а возможность возврата всех средств. И уж если вы сказали про мышление… то какого хрена вы не довольны нашим правительством и страной??? ведь у нас делают ровно то же самое. Инвестируют в валюту других стран. Это вы считаете, что у нас в стране живут плохо, а вот либеральный блок с западными хозяевами так не считает. По его мнению, русское быдло и так хорошо живёт.  Так что все нефтяные доходы нужно отправить на поддержку долларовой пирамиды. Думаете, в Норвегии эту схему не понимают? Понимают, но там для картинки содержат население, а у нас этого не нужно. Но схема один в один.
avatar
Леонид, так и есть, сидят норвежцы и дрочат на цифры в мониторе
avatar
Леонид, а почему Норвегия не сможет выйти из всех активов?
avatar
Сложный процент и инфляция делают свое дело.
avatar
До Австралии их представительство не долетело судя по карте инвестирования)
avatar

Александр, как ты правильно заметил, ПФР не просто не надо сравнивать в лоб, а никакой связи с норвежским фондом он не имеет, даже мизерной. То, что ты называешь норвежским пенсионным фондом, по факту пенсионным фондом не является. Слово пенсионный в названии — наследие старой концепции только и всего.

Анализ отчета конечно же почитаем, но сравнение вообще какое-то чудное. Прошу меньше дичи.

ФНБ — полная аналогия.

avatar
UnembossedName, действительно! 

www.nbim.no/en/the-fund/about-the-fund/

Нефтяной фонд Норвегии, или Государственный пенсионный фонд Global, как его официально называют, был создан после того, как мы обнаружили нефть в Северном море. Фонд был создан для защиты экономики от взлетов и падений доходов от нефти. Он также служит финансовым резервом и планом долгосрочных сбережений, чтобы как нынешнее, так и будущие поколения могли извлечь выгоду из нашего нефтяного богатства.

В 1969 году у берегов Норвегии было открыто одно из крупнейших в мире морских нефтяных месторождений. Внезапно у нас появилось много нефти для продажи, и экономика страны резко выросла. С самого начала было решено, что доходы от нефти и газа следует использовать осторожно, чтобы избежать дисбалансов в экономике. В 1990 году норвежский парламент принял закон в поддержку этого, создав то, что сейчас называется Государственным пенсионным фондом Global, и первые деньги были внесены в фонд в 1996 году. Как следует из названия, было решено, что фонд должен инвестироваться только за границей..  

Доходы от нефти были очень важны для Норвегии, но однажды нефть закончится. Цель фонда состоит в том, чтобы гарантировать, что мы используем эти деньги ответственно, мыслим в долгосрочной перспективе и тем самым защищаем будущее норвежской экономики.

avatar
UnembossedName, даже не полная аналогия, ибо ФНБ вроде не держится в акциях предприятий по всему миру. Так вообще редко какая страна поступает  со своими накопленными резервами.
avatar

Mityan, то, в чем он держится — это уже про качество управления, а назначение и источник средств — одинаковы.

ФНБ — это не все ЗВР РФ.

avatar
Автор!
Какое отношение этот фонд имеет к норвежским пенсионерам?
Платит ли он пенсии?
Да или нет?
   Вы вполне сознательно и уже не первый год вводите читателей в заблуждение.
А альтернативно одарённые читатели радостно фапают на лучезарную картинку с мордашкой «норвежского пенсионера» примерно 5 лет от роду и надписью на английском

Для альтернативно одарённых — подчёркнутое переводится как
ДЛЯ будущих поколений
Прежде чем захлёбываться от восторга, пуская слюни,
читателям было бы хорошо разобраться, что в статье идёт речь о бывшем НЕФТЯНОМ ФОНДЕ НОРВЕГИИ, который какому то бюрократическому идиоту захотелось переименовать несколько лет назад в
Government Pension Fund Global. А вообще он называется Фонд Будущих поколений.
  В Норвегии есть и обычный пенсионный фонд, который и платит пенсии.
Инвестировать имеет право только внутри страны.
И размер у него сильно скромнее, что неудивительно, при 5 лямах населения.
  Но об этои фонде автору постить не с руки.
На первую страницу поисковиков с такой статьёй не выйти.
Guess_Злыдня редкостная, А можно взять и прочитать статью внимательно, где я пишу о резонности сравнения с ФНБ. Можно же прежде чем просто похейтить ради хейта — взять и прочитать
avatar
Finindie, 
1. Зачем мне тратить время на текст, кликбейтный заголовок которого
содержит откровенную ложь?
2. Я вам в прошлом году ровно то же самое писала.
Но вы продолжаете упорно подвязывать норвежских пенсионеров к этому фонду.
3. Больше комментов от меня в этом топике не будет.
Ведь ваш текст, как тексты в ЯндексДзене специально заточены, чтобы комменты генерить.
4. Дело в том, что если вы назовёте вещи реальными именами, как то «Фонд будущих поколений», то пропадёт самый сок сравнения с Пенсионным Фондом РФ, а вам это ни к чему, да?
5. С каких пор констатация фактов называется «хейтить»?
Finindie, эти оговорки выглядели как оговорки, а смысла в сравнении с ПФР вообще 0, как и его упоминание в принципе.

И да ПФР не станет бездефицитным никогда. Вангую настоящий норвежский пенсионный фонд тоже дефицитный.

Есть один вариант конечно — рождаемость как в Африке, чтобы работающих было раз в 5 больше чем пенсионеров.
avatar
Guess_Злыдня редкостная, но он есть, а что у нас есть ??
avatar
Igr, Игорь, видит б-г, я долго терпел вашу тупость… Но сегодня терпение закончено… -) Поздравляю вас с этим -)
avatar
КРЫС, и как всегда ответа четкого нет
avatar
КРЫС, не стоит долго терпеть, выпились ат седа и не терпи))))
avatar
Сергей Иванов, чтоб тут одни мудаки типа тебя остались? Мудак, ты мозги-то включай..
Впрочем, забыл… У тебя ж их нет..
Извини
avatar
КРЫС, свои извинения путину скажешь, твой скрепоносный хабадо-олирагхат скоро утратит власть в стране.
avatar
Сергей Иванов, тупорылый, ты зачем пишешь мне? -)) Поздравляю! Попал в призы
avatar
КРЫС, нравиться видеть агонию цеховых ботов)))
avatar
Игорь Денисов, сала не хватает?
avatar
Стас, в школе в старших классах учились? Сталкивались с травлей? И «лекарство» мол надо просто с одноклассниками дружить. Ага-ага. Некоторые только силу и понимают. К сожалению, военные мускулы — это всегда расходы, но по-другому никак.
Стас, Россия это не сказка… Это быль -))
И то что эту быль необходимо улучшать — никаких сомнений...
Но сравнивать с Норвегией можно, к примеру,  ХМАО..
Но никак не всю Россию.
avatar
Вот дураки. Копят деньги деньги, инвестируют, а могли бы в недвижку вложить.







avatar
Зажиточный бюргер, недвижка хороший вариант… Правда, неликвидный… Зато акции мордокниги ликвидны… Не правда ли?
avatar
КРЫС, что такое мордокнига? Но думаю что любая вещь ликвиднее дворца с плесенью. А Европе полно замков гниёт стоит, настоянные в свое время такими же идиотами.
avatar
Зажиточный бюргер, ну почему стоит? Туристический бизнес процветает… Очень люблю по замкам походить. 
Кстати, про снимок… Вы знаете на каком расстоянии от этого объекта находятся кпп? -)) И много ли блогеров, исключая кремлевский пул, пробрались к этому объекту? -))
Мордокнигой в России часто кличут мету -)
avatar
КРЫС, по замкам ходишь тем, которые в хороших туристических местах. А есть полно замком и дворцов, которые гниют и разрушатся, потому что никто не хочет ремонтировать у владельцев нет денег. Можешь взять бесплатно, с обязательством восстановления, но денег немерено на восстановление придется вбухать, просто зашпаклевать никто не даст. Все только по проекту, с сохранением истории. Вот и стоят гниют.
avatar
Зажиточный бюргер, возможно… Много что гниет в Европе… Зато в Геленджик столько блогеров ломанулось после этой публикации -)) Местные таксисты просто офигели -))
avatar
Зажиточный бюргер, 


плюс \ минус пять-десять «дворцов» не парит.. .

avatar
Пока акции не проданы и деньги не получены это не совсем деньги норвежских пенсионеров. Очевидно что рост за последние годы активов фонда связан с надувание пузыря на рынке сша, и ещё вопрос дадут ли норвежцам выйти из этих активов по хорошим ценам, когда им действительно понадобятся деньги. Пример сравнения с РФ не корректный России не дадут покупать значительные активы в западных странах. Пример: попытка вложиться в айрбас и опель в 0-х на нефтебаксы. Минфину разрешено покупать только обесценивающуюся зелёную бумагу, которую в любой момент могут конфисковать по надуманному поводу.
avatar
Петр, они на дивики от фейсбука и теслы процветать будут -)
avatar
У нас тоже сверхдоходы от нефти инвестируются в пенсионные фонды. Правда эти фонды в офшорах, а пенсионер обычно у каждого фонда один
avatar
Вика, вы зачем это написали? Вы не знаете — куда идут нефтяные доходы?
Или знаете, но накидываете на вентилятор? В любом случае не заслуживаете уважения за свой комментарий…
avatar
В общем, все как всегда -)) Автор набросил, уж не знаю, специально или нет запутав читателя… Дураки повосторгались…
Я считаю идеальный топик для смартлаба -))
Результат, очередные дураки добавят меня в ЧС… И это здОрово…
avatar
КРЫС, стопятьсот !!  

* ждем аналогичный пост про Дубай )). .. 
avatar
Согласен зачем нам столько авианосцев? Лучще бы пенсии больше сделали и налоги снизили.
Страна мировой лидер во всех областях, но Норвеги сделали нас. Фунт сахара уже доллар.
avatar
Земляк, 
а я помню

точно, у Камдессю 600 млн.USD на карачках выпрашивали. . 
avatar
почему автор сравнивает пенсионный фонд с не пенсионным фондом? Он не грамотен или сознательно вводит в заблуждение?
avatar
smit, ...традиции. .. , однако  ..  ))

* набросить на вентилятор.. . 
avatar
smit, к сожалению, судя по всему, второе
avatar
думаю он просто хочет увеличить кол-во подписчиков на канале. Обычный дешёвый инфоцыган. добавил в ТС.

avatar
smit, в торговую систему?
avatar
UnembossedName, ))))) чс )))))

avatar
Земляк, нет 600 млрд долларов это по 340 тыс руб на россиянина. 
avatar
Стас, конечно не нужны, они и так «западная страна», потому их никто и не тронет.
Россия так не может делать, потому что в любой момент её активы могут заморозить
avatar
вложения в национальную экономику могли создать риск «огосударствления». Если государство скупит бизнесы внутри страны (или доли в бизнесах) — ничего хорошего из этого не выйдет.

Название Statoil ни на что не намекает?

Update. С 5 марта 2009 года норвежскому государству принадлежит 67,0 % акций Equinor. Государственным пакетом акций Equinor управляет министерство нефти и энергетики Норвегии.


avatar
Развели норвежцев как хомяков — во первых им не надо добывать столько природных ресурсов. Если бы они действительно заботились о будущих поколениях, то оставили бы газ детям )
Во вторых почти все средства вырученные с добычи нефти и газа вкладывают в американские акции, которые им никто не даст продать в будущем, а деньги при этом возвращаются в США. Будут получать с них мизерные дивы, которые даже не обгонят инфляцию. Это как Китай и Япония накупили трэжерей пришел кризис и что много Китай смог продать трежерей, что бы помочь своей экономике?
avatar
Светлов Илья, ну почему? Я сам выкупал ОФЗ-шки у этого фонда. Мы же их выпустили -) И американцы выпустят… Вопрос цены -))
avatar
Светлов Илья, у них запасов нефти и газа дофига. Не разрабатывают потому что свою экологию жалко губить.
avatar
Суперхимик, в том то и дело, что сейчас они добывают природные ресурсы не для себя, а для западных корпораций. И деньги от добычи вернуться в Норвегию в очень малом объеме, так как акции из пенсионного фонда никто им не даст продать.
avatar
Норвежский фонд — это отличный пример грамотного управления сверхдоходами. Относительно вопроса распределения средств этого фонда-  пару лет назад проходила информация о том, что Правительство Норвегии не определилось, стоит ли распределять его средства сейчас и в каком размере: уровень жизни и социального обеспечения в Норвегии в целом высокий, а дополнительные деньги из фонда могут снизить предпринимательскую активность населения и убить его мотивацию, что то делать. В Российской Федерации была попытка сделать накопительную часть пенсии, у нас у всех удерживали по 6 %; средства шли либо в ВЭБ, либо, если писали заявления, в коммерческие УК. После присоединения Крыма все эти средства были заморожены, по мне — так просто украли. Даже если их и разморозят через какое-то время, то инфляция их просто обесценит. Считаю, что концепция пенсионного накопления (которую так бездарно похерили и в очередной раз заставили вспомнить тезис о том, что нельзя доверять государству) с применением опыта Норвегии могла бы быть выходом для решения более-менее нормального пенсионного обеспечения широких масс населения на горизонте от 20-25 лет. А сейчас, по сути, опять скатились в яму: дотационный пенсионный фонд, денег нет, раскручиваем спираль инфляции (цены на продукты за год +40%, коммуналочку еще подтянут к мировым ценам)… ура! пенсию в 15 тыс.р проиндексировали на 8,5%… афигеть счастье... 
avatar

Akai, Нет, накопительную часть не украли, а продолжают воровать. Из года в год люди отчисляют свои деньги, а их просто используют для затыкания дыр. 

«Президент РФ Владимир Путин подписал 21 декабря закон о продлении заморозки накопительной части пенсии. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Ранее закон одобрили Государственная дума (8 декабря) и Совет Федерации (15 декабря). Работодатели продолжат уплачивать прежний процент взносов в Пенсионный фонд РФ за своих работников, но у последних при этом накопления не будут формироваться: средства потратят на выплату страховой пенсии уже ставшим пенсионерами гражданам.»

Поражает что людей это особо не возмущает)) Они «вне политики» 

avatar
Зажиточный бюргер, У нас народ душевный, щедрый — готов жертвовать на поддержку бедных регионов.
avatar
Зажиточный бюргер, учите матчасть
avatar
КРЫС,  Жду матчасть.   
avatar
Зажиточный бюргер, я вам должен ее предоставить? Ну, круто…
Давайте сами.
Изучите 2 вопроса.
1. Кому принадлежат пенсионные накопления
2. Механизм начисления государственной пенсии в России.
Думаю, поняв эти 2 вопроса, вы захотите удалить свой комментарий…
avatar
Akai, учите матчасть про пенснакопления… Ну зачем чушь писать не разобравшись?
avatar
Вижу разумный вывод — жить надо в Норвегии.
avatar
Вика, Не завидуйте, у них всё стоит в 3-5 раз дороже чем в Москве. 
А 9000$ в месяц чистыми далеко не все зарабатывают
Плюс мигранты.
avatar
Вика, норвежцы с удовольствием берут замуж русских женщин. Правда, любительницы красивой жизни из Москвы иногда сбегают обратно в «бедную Россию» -)
Но вы непритязательная… Вы справитесь -))
avatar
$248,629 на норвежца. При 5% годовой доходности давало бы $12,431 в год ($1000 в месяц) на гражданина. Крутяк! Вся страна может с рождения на пенсии сидеть и не работать, в общем))
avatar
Суперхимик, это факт! Согласен!
avatar
Для всех стонущих!

Господа! В Норвегии живут норвежцы.
Посмотрите на себя и свое окружение — вы похожи на норвежцев?

Ответ заключается именно в этом…
avatar
Когда уже пенсионный фонд РФ разморозит накопительную часть пенсии???
avatar
Роман Свирин, никогда. В лучшем случае перестанут новые поступления нагло забирать.   
avatar
Роман Свирин, что произойдет? Хочется еще одного невежду послушать -))
avatar
По хорошему, я бы вообще не доверял нашему пенсионному фонду ни копейки своих денег. Я бы распорядился ими лучше, и инвестировал бы так, что мне хватило бы на безбедную старость.
avatar
Климов Артем, ... ))... а еще Вы точно знаете как играть в футбол
avatar
Климов Артем, скажите, а в пфр есть копейка?
avatar
Как бы там ни было, я рад, что в нашем НПФе не числится Тесла в качестве «Актива».
Национальное Достояние, зато там аэрофлот.
которому факт. подарили деньги
avatar
Земляк, ))) а ты погугли про стабилизационный кредит от мвф в мае 1998г )))
тогда на эти деньги банально выкупили своих из гко перед дефолтом )))
avatar
ves2010, )) мне гуглить «ни к чему», я эти «картинки» 
на «соседней улице» наблюдал...
avatar
ну что вы хотите — маленькая моноэтническая страна. 
avatar
Врач-бондиатОр, абхазия?
avatar
VpnS, еще Руанду с дружбой народов в 1994 вспомните
avatar
VpnS, состав населения тоже важен. На Украине  — и земля и народ и климат имеется в наличии, и кое какие технологии остались от культуртреггеров  — а живут под управлением клоунов, бакинских армян и прочих чужинцев.  Потому что недееспособны. 
avatar
Bazilius, ну так пусть опера получают 5-10 средних зарплат, а когда с возрастом устают от такой работы, переходят в другие сферы с обычной зарплатой, и выходят на пенсию как и все остальные в 60-65 лет.
Крутой пост!

теги блога Finindie

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн