Блог им. InvestHero

Запрет на экспорт помог снизить цены на бензин и дизель. Что дальше?

В сентябре, после снижения выплат нефтегазовым компаниям по топливному демпферу в два раза (при продаже нефтепродуктов на внутреннем рынке), цены на бензин и дизель резко выросли. С 21 сентября Правительство ввело временный запрет на экспорт этих нефтепродуктов. В статье рассмотрим, как эта мера повлияла на цены на внутреннем рынке и как их планируют регулировать дальше.

Из-за снижения выплат по топливному демпферу (эта мера планировалась еще с апреля) цены на бензин и дизель подскочили примерно на 40-50% с апреля до середины сентября. Благодаря временному запрету на экспорт дизеля и бензина, который вступил в силу 21 сентября, цены упали примерно на 20%. В итоге они дошли до уровня июня, но остались на 10-24% выше, чем в начале апреля.

  • На начало апреля биржевые цены на бензин Аи-92 составляли 45,5 тыс. руб./т, к началу сентября они выросли до 64,9 тыс. руб./т (+43%), к 18 сентября достигли максимума на отметке 70,4 тыс. руб./т (+8%) и перешли к снижению. К 4 октября цены на бензин Аи-92 снизились до 56,3 тыс. руб./т (-20%), что ниже уровня начала сентября, но на 24% выше, чем в начале апреля.
  • На начало апреля биржевые цены на бензин Аи-95 составляли 51,3 тыс. руб., к началу сентября они выросли до 73,9 тыс. руб./т (+44%), к 18 сентября – до 75,1 тыс. руб./т (+2%). К 4 октября цены снизились до 58,6 тыс. руб./т (-22%), но оставались на 14% выше, чем в начале апреля.
  • На начало апреля биржевые цены на летний дизель составляли 51,9 тыс. руб., к началу сентября они выросли до 70,8 тыс. руб./т (+36%), к 18 сентября – до 74,5 тыс. руб./т (+5%). К 4 октября цены снизились до 57,3 тыс. руб./т (-23%), но по-прежнему были на 10% выше, чем в начале апреля.

Запрет на экспорт действует уже две недели, но он не может продлиться долго. В ближайшее время у «Транснефти» могут закончиться мощности по хранению дизеля. Если меру не отменят, НПЗ будут вынуждены снизить объем переработки и объем поставок бензина на внутренний рынок (т.к. экспорт дизеля существенно выше, чем бензина). Тогда это приведет, наоборот, к дестабилизации рынка и дефициту бензина.

4 октября прошло очередное совещание А. Новака с нефтяниками по ситуации на рынке. По его итогам о новых мерах заявлено не было. Но, вероятно, в ближайшее время может быть принято решение о смягчении запрета на экспорт. По данным источников «Коммерсанта», Правительство готово частично снять запрет на экспорт дизеля, но оставит запрет на экспорт бензина (его доля в экспорте нефтепродуктов небольшая, около 3%). Также Минфин может повысить выплаты по топливному демпферу и пошлины на экспорт бензина и дизеля, чтобы сдерживать цены на внутреннем рынке. ФАС следит за ростом цен на розничном рынке на АЗС, но не контролирует цены на оптовом биржевом рынке.

Наталья Шангина, Senior Analyst

 

★1
5 комментариев
Что мешает ограничить поездки на личных автомобилях по дням? Первая цифра номерного знака четная- можно ездить по четным дням, если нечетная, то по нечетным дням. Это уменьшит потребление топлива внутри страны и позволит в 2 раза уменьшить износ личного транспорта, разгрузит дорожную сеть, что в свою очередь сохранит валюту, которая пошла бы на приобретение новых автомобилей массами.
Диванный аналитик-практик, Вы лучше ешьте через день, это поможет уменьшить износ вашего унитаза и разгрузит канализационную сеть!

Дурак, что взять…
avatar
лучше ешьте через день, это поможет уменьшить износ вашего унитаза
Вы принимаете всё за чистую монету, я иронизирую. В конце 1980-х. была такая же ситуация с топливом, помню талоны на бензин, очереди дикие на заправки. Сейчас эмбарго на поставки катализаторов для НПЗ, которые нужны для производства высокооктановых бензинов. Поэтому никакие поползновения и запреты не восполнят исчезновение 92 и 95 бензинов. Дизель- это чистая валюта, зачем продавать его за деревянный? Тоже убираем и остаётся газ пропан и 76 бензин на внутреннем рынке. У меня одна из машин на газе и при стоимости литра газа в 21 руб. и расходе на 10-15 % выше, чем на бензине, километр пробега обходится в 2 раза меньше, чем на 95 бензине.  Газ девать некуда, его даже просто жгут порой. Но газовое оборудование для автомобиля итальянское, поэтому не так просто переоборудовать автопарк страны на газ. В итоге остаётся 76 бензин, на нём и будем ездить. Три прокладки под ГБЦ двигателя и степень сжатия уменьшается под 76 бензин. Вперед, наше дело правое!
А дальше рост на новые хаи. Как обычно. Я на что угодно могу спорить, что в следующем году цены будут выше.
avatar

теги блога Сергей Пирогов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн