Россети (в прошлом ФСК ЕЭС) давно пропали из поля интересов аналитиков и рынка. Кому нужна не растущая бумага без дивидендов? Но есть ощущение, что парадигма начала меняться. Недавно акции взлетели в цене на 10%+ и произошло это не просто так!
👀 На горизонте замаячили первые ласточки возврата к дивидендам. Давайте перечислим их:
✔️ Окончание моратория в 2027 году
Мораторий на выплату дивидендов завершается в следующем году. Это значит, что первые выплаты (в теории) можно увидеть летом 28 года по итогам 27. Ждать еще прилично, но рынок начнет вспоминать об этом заранее.
В противовес скажу, что ничего не помешает продлить мораторий, если это будет нужно.
✔️Прогноз Минэнерго
В свежем прогнозе Минэнерго закладывает возврат к дивидендам после окончания моратория. Прогноз такой: 0,01107 копеек на акцию за 27 год. 0,0125 за 28 и0,0135 за 29. Доходность первой выплаты к текущей цене: 15,6%.
Тут есть сразу два нюанса. Во-первых, доходность в 15,6% в 2028 году не звучит как что-то очень привлекательное. Схожие цифры можно найти среди дочек Россетей уже сейчас.
💥 Свежие угрозы для НМТП снова заставили инвесторов задуматься о рисках. Активы компании сосредоточены в двух крупных портах (Новороссийск и Приморск). Один успешный налет может вывести из строя существенную часть бизнеса.
📊 Но не будем нагнетать, на это есть СМИ. Лучше посмотрим, окупаются ли риски? Заглянем в МСФО за 9 месяцев 25.
⛴ Согласно статистике , грузооборот Новороссийского порта снизился на1,3% г/г, в Приморске вырос на 2,3%. Но, поскольку Новороссийский порт гораздо крупнее,на выходе имеем легкое снижение в рамках погрешности.
✔️ Тарифы на перевалку растут пока не сильно: +5,8% по сырой нефти и нефтепродуктам (составляющим львиную долю грузооборота). Поэтому, выручка прибавила всего 3,5%, а прибыль 4,5%.
👍 Вины компании в этом нет. Наоборот, хочется похвалить за отличную работу с операционными расходами! Они снизились с16,4 до 15,4 млрд рублей.
🏦Процентные доходы выросли с 4,7 до 7,3 млрд. Но уже в следующем году динамика может перевернуться на фоне снижения ставки. Прибыль будет под давлением.
🤔 Транснефть отчиталась по МСФО за 9 месяцев, а значит можно начинать думать о летнем дивиденде. В этой стоимостной истории именно он (и его стабильность/рост) интересуют нас в первую очередь.
🛢 Выручка за 9 месяцев выросла всего на 1,7% г/г. В 3 квартале картина чуть более позитивная: но +4,5% — это все еще ниже тарифа. Причин у слабой динамики две. Во-первых, небольшую часть выручки компания зарабатывает на реализации нефти (вспоминаем рублевую цену бочки). Во-вторых, в начале года мешали санкции и ограничения ОПЕК+. Затем сектор адаптировался, ограничения были сняты и выручка перешла к росту. Остаток года будет неоднозначным: с одной стороны, опять прилетели санкции (Роснефть и Лукойл). С другой, поддержка добычи квотами ОПЕК+ продолжается.
📈Операционная прибыль выросла на 12,2% г/г. Компания качественно поработала над расходами, сумев даже слегка их снизить.
🏦 Значительную роль в доходах Транснефти играют проценты по накопленной кубышке (чуть менее 1/3 операционной прибыли). Они выросли на 15,3% г/г.
❌Группа Астра не сможет нарастить отгрузки по итогам 2025 года.
✔️ И это не мое предположение, а слова гендиректора Ильи Сивцева. К сожалению, опасения оправдались . Год для IT-сектора выдался крайне тяжелым и проблемы не обошли стороной никого из публичных разработчиков ПО. А вишенкой на торте стали изначально высокие мультипликаторы из-за которых котировки сложились так сильно.
🤝 Несмотря на это, хочется поблагодарить менеджмент Астры за честность! Компания не стала давать заведомо невыполнимых гайденсов и активно намекала на осторожность в ожиданиях.
📊 Теперь перейдем к отчету за 9 месяцев, посмотрим насколько там все плохо.
📉 Выручка еще растет на 22% г/г за счет инерции признания более ранних отгрузок, но сами отгрузки уже снижаются на 4% г/г. В этом году не спасет даже сезонность и сильный 4 квартал.
❗️Что интересно, падение выручки (-6% г/г) произошло в экосистемном сегменте, который ранее считался главной точкой роста! А ядро бизнеса (операционная система Astra Linux) растет на 18% г/г, как наиболее базовый и необходимый клиентам продукт.
👀 Если вы часто анализируете отчеты, то начинаете замечать тревожные сигналы, даже не погружаясь глубоко в цифры.
Пресс-релиз Ренессанса по итогам 9 месяцев наглядно это демонстрирует. Он наполнен операционными метриками. Прибыли выделена одна скромная строчка (без указания динамики) и несколько сносок мелким шрифтом. Думаю вы уже догадались, что это значит. Сильные цифры прятать не будут.
Начнем с позитивного:
📃Страховые премии растут на 28,2% г/г. Большинство сегментов (автострахование, ДМС) стагнируют или снижаются на фоне общей слабости экономической активности. Вытягивает портфель ИСЖ, растущее на 83,9% г/г.
💼 Инвестиционный портфель с начала года вырос на17,2% и достиг275 млрд руб. Большую его часть составляют консервативные инструменты: ОФЗ, депозиты, корпоративные облигации. Акций всего 4%.
📉 Однако, чистая прибыль сократилась на 23,7% г/г. К сожалению, красивую историю с переоценкой портфеля облигаций на снижении ставки подкосил переход на новый формат отчетности (МСФО 17) с начала этого года. В нем заложены ужесточения по методам создания резервов, убивающие большую часть прироста прибыли, полученной от переоценки портфеля.
🏗 Сектор недвижимости традиционно является защитным. И спрос на нее растет не только в РФ, а во всем мире. Мы видим примеры того, как на рынке США средняя доходность REIT (проще говоря — фондов недвижимости) не уступает индексу S&P-500.
🇷🇺 В РФ тренд на покупку ЗПИФов недвижимости начался не так давно, в первую очередь из-за отсутствия достаточного количества инструментов. Но он активно набирает обороты, особенно после 2020 года, когда резко вырос спрос на доставку из маркетплейсов, что подстегнуло спрос на складскую недвижимость.
✔️ Вчера Парус разместил свой новый фонд в секторе складской недвижимости — Парус-ЗОЛЯ. Название, конечно, вызывает лёгкое недоумение — ЗОЛЯ… Звучит так, будто это фамилия нового героя артхаусного кино. Но зато якорным арендатором является достаточно известная многим торговая сесть парфюмерии, косметики и товаров для дома — «Золотое яблоко». Это бренд, который стабильно растёт, уверенно расширяет логистику и не собирается сдавать позиции.
📊 Рынок давно ждал, какой ценник поставят Базису. Ещё осенью в медиапространстве гуляли оценки от ВТБ и ГПБ в 25–35 млрд рублей — и многие уже мысленно готовились к таким ориентирам по капитализации. Но реальный диапазон, объявленный сегодня, оказался куда скромнее: 17–18 млрд рублей или 103–109 рублей за акцию. И это, на мой взгляд, дает гораздо более интересную точку входа, чем предполагалось раньше.
📈 Что важно — снижение оценки произошло не из-за ухудшения перспектив бизнеса. Скорее наоборот: компания демонстрирует быстрый рост, сильную рентабельность и стабильную денежную позицию, о чем писал ранее . Выручка за 9 месяцев 2025 года выросла до 3,5 млрд рублей, OIBDA — до 1,9 млрд, а маржа по-прежнему остаётся одной из лучших на рынке инфраструктурного ПО. Это база, на которую инвесторы обычно смотрят особенно внимательно перед IPO.
🧐 Лично мне кажется, что выбранный диапазон — это попытка сделать размещение максимально комфортным: с хорошей переподпиской (возможно), нормальной ликвидностью на старте и без того ощущения «перекупленности», которое порой тянет бумагу вниз в первые недели торгов. В итоге мы видим ситуацию, где бизнес объективно стоит дороже, а размещается дешевле — и такие расклады редко остаются незамеченными рынком.
На неделе удалось посетить форум «Россия зовет!». Во-первых, хотелось бы поблагодарить организаторов за возможность принять участие в данном мероприятии! Во-вторых, достаточно интересно послушать не отдельных аналитиков и управляющих, а представителей Минфина, ЦБ, Мосбиржи, крупных банков и других финансовых учреждений на тему развития инвестиционной сферы в РФ.
Для простоты сегодня выделю ключевые идеи, которые были озвучены на форуме. Если пост наберет достаточное количество лайков, что подтвердит ваш интерес к нему, тогда сделаю вторую часть, где опишу основные прогнозы и тренды, которые ждут регуляторы. От ставки и инфляции, до влияния искусственного интеллекта на фондовый рынок и принятие решений.
📝 Сразу сделаю оговорку, что по отдельным активам идеи выдвигали преимущественно управляющие от ВТБ, который является организатором данного форума. Итак, поехали:
💵Курс рубля #USDRUB
Аналитики ждут ослабления рубля к историческим уровням: к концу 2025 года доллар~81 руб., к концу 2026 года — 95–100 руб. Давление создают низкие цены на нефть, ожидаемое смягчение ДКП, рост импорта и сокращение валютных продаж ЦБ, которые сегодня занимают до 10–12% оборота рынка.
✔️ За 9 месяцев 2025 Селигдар нарастил производство золота на 8% г/г. Месторождение «Хвойное» только начинает запускаться, выход на проектную мощность ждем в 26 году. Оно увеличит добычу примерно на треть (от уровней 24 года).
✔️ Рост продаж на 14% г/г (слегка разгрузили запасы) и цены на 29% привели к росту выручки золотого сегмента на 47% г/г до 54,5 млрд рублей.
✔️ Прочие металлы (олово, вольфрам, медь) принесли еще 6,5 млрд. В общей массе это немного — примерно11%. Определяющую роль играет золото.
✔️ Напомню, что «Хвойным» амбиции Селигдара не ограничиваются. В планах сложный проект «Кючус», который поможет удвоить добычу к 29-30 году.
🤔 Почему же, при общем росте выручки на 44% г/г, EBITDA на 53% и столь масштабных планах, акции стоят на месте? Снижение прибыли (скорректированной на курсовые разницы) с 4 до 1,4 млрд намекает, что дела идут не так гладко, как показывает выручка.
Глобально, есть 2 трудности:
🏗 Первая — это масштабы капекса. За 9 месяцев 25 было потрачено 5,5 млрд рублей, а все самое сложное еще впереди.
В текущем году в авиационном сегменте было мало спокойных периодов — ограничения по воздушному пространству, высокая ключевая ставка, сильная база прошлого года, рост расходов на фоне инфляции… Но на этом фоне Аэрофлот всё же сумел удержать ключевые параметры в зеленой зоне и показать рост там, где это было возможно. Давайте проанализируем, как компания проходит период турбулентности и какие ожидания у менеджмента.
📈 Выручка за 9 месяцев выросла на 6,3% — до 676,5 млрд руб. Основной драйвер — повышение доходных ставок и увеличение пассажирооборота (+2,4%). Пассажиропоток составил 42,5 млн человек, что на уровне прошлого года, но при этом сохранилась высокая загрузка кресел —89,9%. На волатильном рынке это важный показатель, который отражает, как качество бизнес-модели, так и эффективность работы менеджмента. По факту мы видим, что компания не гналась за масштабом, а стараласьудержать рентабельность.
🛫 Интересно, что лучше всего чувствовали себя международные направления. Они более маржинальные, и именно там был прирост пассажиропотока (+3,4%) и пассажирооборота (+6,9%). Это заметно поддержало общий финансовый результат, особенно на фоне слабого внутреннего сегмента. Видно, что компания уже адаптировалась к ограниченной географии и пытается выжать максимум в тех коридорах, которые доступны.