Рецензии на книги

Рецензии на книги | "Обыкновенные акции и необыкновенные доходы" Ф. Фишер

В данной статье приводится собственное «саммари» на труд Ф. Фишера «Обыкновенные акции и необыкновенные доходы». Данная книга является основой инвестирования в «акции роста». Очевидно, что часть информации устарела, поэтому здесь не будут приводиться примеры или методы сбора информации, не актуальные на сегодняшний день. Очень приятно, что на сайте присутствует множество рецензий на различные книги, хотелось бы разбавить их не столь собственными эмоциями, возникшими при прочтении, а именно пересказом. Буду благодарен всем комментаторам. Мнение Ф. Фишера близко мне, но целью данной работы является передача именно его мнения без собственных комментариев. Если будет интересно, я для себя составлял вопросы на оригинальный текст, если будет кому-то интересно, то выложу.

«Обыкновенные акции и необыкновенные доходы»
Успех многих инвесторов обусловлен терпением и недоверием к массовому мнению. В принципе, существуют два основных метода заработка: угадывание этапа цикла и вложение в хорошие компании. Практика показывает, что именно второй способ более прибыльный. Но почему же такие компании до сих пор торгуются если они такие хорошие? На самом деле, с течением времени таких компаний становится все больше. Это обусловлено тремя факторами: а) раньше компании передавались по наследству, менеджеры не проводили самоанализа и вообще не существовали в привычном сегодня понимании; б) значительно увеличились корпоративные инвестиции в НИОКР; в) изменение подхода правительств, которые стали поддерживать развитие бизнеса различными налоговыми маневрами. В данной работе будет отведено особое место именно исследованиям, как инструменту создания новых товаров. Хотя очевидно, что данная область может вообще не принести результатов, но компания, которая отказывается от разработок рискует исчезнуть со своими старыми и уже ненужными продуктами. В любом случае, три вышеупомянутые причины не только помогают отдельным компаниям достигнуть замечательных результатов, но и всех экономической системе справляться с возникшими кризисами намного быстрее, чем раньше. И хотя прохождение кризисов часто вызывает волну инфляции, она в свою очередь является тоже хорошим фильтром для хороших компаний, увеличивая стоимость востребованных продуктов, поэтому очевидно, что именно растущие предприятия, обладающие финансовой мощью или кредитоспособностью лучше будут реагировать на любую ситуацию.

Поиск хороших вложений является искусной работой. В выборе в настоящее время точно не следует обращать внимания на облигации, т.к. в период осложнений в экономике деловая активность сохраняется, то хорошие компани продолжат приносить хорошую прибыль. Если же наступает депрессия, то правительство запускает ряд мер по поддержанию экономики, которые вызывают повышение инфляции и убыток в облигациях. При этом с акциями требуется определенная осторожность, т.к. не всегда хорошие компании готовы делиться всей информацией, чтобы не потерять своего конкурентного преимущества, поэтому если уж кому-то и доверять, следует обрать внимание на конкурентов, поставщиков, потребителей и бывших работников. Но на самом деле часто это все будет просто тратой времени, т.к. у хороших компанмй итак все явно и известно. Следует обратить внимание на 15 важных факторов:
1. Имеется ли продукт, потенциально способный приносить большую прибыль? Следует исключить разовые прибыли, т.к. при определенных обстоятельствах и плохие компании могут показаться прибыльными, но это не может долго продолжаться. При этом здесь очень важен НИОКР, т.к. у каждого отдельного продукта рынок ограничен. Наличие новых товаров характеризует предприятие как «успешное, потому что компетентное».
2. Будет ли менеджмент дальше вкладываться в развитие новых продуктов? Важно обратить внимание, что разносторонние улучшающия существующий товаров более прибыльны, чем создающие новых.
3. Результативность НИОКР. Этот фактор является довольно проблематичным, т.к. разные компании по разному записывают его. Важным элементом является не только инвестиция, но и координация, и соответствие результата. При этом важно обратить внимание на то, что расходы на НИОКР должны оставаться постоянными вне зависимости от прибыли. Также следует отметить, что норма прибыльности не корпоративного НИОКР, а спонсируемого государством, значительно ниже и не имеют в дальнейшем конкурентного преимущества.
4. Хорошая результативность отдела продаж, без которого даже первоклассное производство с минимальными издержками и результативным НИОКР не сможет реализовать свой потенциал.
5. Имеется ли достаточная норма операционной прибыли. Этот показатель сам по себе очень зависит от того, в какой год проверяется компания. Зачастую, норма прибыли плохих компаний растет в хорошие годы лучше, чем у хороших. Но в плане долгосрочных инвестиций будет ошибочно выбирать подобные предприятия.
6. Инструменты влияния на норму прибыли. Цена акций зависит напрямую от будующей нормы прибыли. Конечно, краткосрочно можно поднять цены на продукцию, тем самым увеличив доход, но это приведет к поражению в конкурентной борьбе. Более правильным путем будет развитие технологий и сокращение издержек. При этом всегда стоит помнить, что норма прибыли находится под угрозой из-за постоянно увеличивающихся социальных расходов.
7. Устройство взаимоотношений внутри рабочего коллектива, что помогает сократить издержки, связанные с обучением новогт персонала.
8. Насколько в компании хорошо руководителям.
9. Имеется ли резерв руководителей, особенно выращенный внутри самой компании.
10. Насколько эффективно происходит аудит компании и оценка издержек.
11. Преимущество над конкурентами. При этом нельзя полагаться только на существующие патенты, необходимо постоянное техническое усовершенствование и развитие.
12. Форма получения прибыли: долгосрочная или краткосрочная. Долгосрочная подразумевает большие издержки на удовлетворение потребителей, но и подразумевает в будущем большую прибыль.
13. Имеются ли планы эмиссии, если да, то в чем их цель (для ведения деятельности-плохо).
14. Как реагирует руководство на сложности.
15. Честность и отсутствие желания наживы со стороны руководителей.

Не каждый человек способен самостоятельно находить хорошие акции. Поскольку большинство людей не заняты этим постоянно, поэтому не обладают достаточными навыками. Попытки покупки «недооцененных акций» могут не привести ни к чему, т.к. на то они и «недооценены», что не обладают привлекательностью. Прии этом найти хорошего инвестиционного консультанта тоже составляет опредетенную проблему. Основными критериями в выборе должны быть: пятилетний хороший результат; честность; результат обеспечен схожими активами с бенчмаркером. В любом случае, частный инвестор также должен отложить часть средств на непредвиденные сложности, на запланированные покупки.

Очень распространенным методом подбора акций является выбор дивидендных. Но в нем имеется множество недостатков. В принципе, инвестиции должны подразумевать отказ от немедленного небольшого дохода с целью получения в будущем большего. Причем, будущии выплаты смогут превзойти и дивидендные компании. Для хорошей компании выплата дивидендов вместо развития бизнеса является плохим решением, т.к. если компания на самом деле заботится о своих акционерах и является достойным вложением, она направит прибыль именно на развитие. Однако существует несколько причин по которым компания обязана производить выплаты. Во-первых, если прибыль не реинвестируется в развитие, то ее лучше выплатить. Во-вторых, выплаты являются естественной частью ведения бизнеса после достижения им своего более-менее максимального размера. В-третьих, если у компании плохой менеджмент, то ничего хорошего с деньгами он не сделает. Очевидно, что к «акциям роста» ничего из вышесказанного не имеет отношения. Кроме того, уменьшение или отказ от выплат сокращают траты на налоги. Однако следует отметить достоинство дивилендной системы в США, которая старается утвердить дивидендные выплаиы как постоянные и установленного размера, что помогает инвесторам планировать прибыль.

Теперь следует поговорить о выборе момента покупки. Очевидно, что прибыль вложений зависит в первую очередь от правильности вложений, но во вторую от момента: хорошие акции всегда хорошо растут, но при выборе момента растут максимально. Однако попытка угадывания цен похожа на шаманизм, алхимию и прочую ересь. Сравнение с лженауками Средних Веков не случайно,
тогда тоже умственные силы тратились по большей части впустую. При этом все же существуют варианты «поймать» лучшую цены. Они связаны со следующими причинами: неукладывание в график по НИОКР; плохой результат исследований; неукладывание в график «освоения» производства. Очевидно, что существуют и внешние факторы, влияющие на цену, такие как фаза цикла активности, уровень ставок, отношение правительства к инвестированию, инфляция, технологический прогресс, но оценить их влияние на цены намного сложнее.


Часто может возникнуть вопрос относительно момента продажи или ребалансировки акций. Но если вложения были произведены в орошие активы, то это делать не нужно. Причинами продажи могут быть ошибка при покупке, наличие более интересного вложения, возникшие в компании проблемы. Очевидно, что опасаться долгих спадов цены из-за кризиса в хороших акциях точно не стоит. При этом если вложения были произведены давно, прибыль все равно будет большой. В данной ситуации необходимо только терпение. Для начинающих инвесторов будет хорошим советом вложить сразу часть средств, чтобы учавствовать в росте активов если спада не произойдет, потом докупая частями в течении определенного периода времени. У данного подхода есть особенная важность для новичков, таким образом они преобретают достаточный опыт без совершения дорогостоящих ошибок, т.к. инвестировать полностью следует только тогда, когда знания о компании оправдывают вложения.


Однако вернемся к вопросу продажи активов. Все три приведенные причины обладают определенными сложностями.
1. Эмоционально человеку довольно тяжело признать ошибку. Человеку особенно сложно закрывать похицию, когда она в минусе. Но поскольку цель инвестиций-это рост капитала, то медлить с подобным решением нельзя. Люди часто думают, что рынок растет одинаково, если что-то отстало, то обязательно догонит, но это не так, опережать рынок будут только хорошие компании.
2. Если компания лишилась своего статуса «растущей», то она будет идти в ногу с рынком, при этом перестанет его опережать. Однако здесь может скрываться также проблема с менеджментом, что может привести к плачевным последствиям.
3. Поиск лучших вложений на самом деле является опасной затеей, т.к. несет множество налоговых и т.д. издержек. Он оправдан только если деньги находились временно в защитных активах. Порой может казаться, что компания уже достаточно выросла, опередив остальные, но это совсем не означает, что она перестала быть хорошей, более того, продавать лидера из-за того что он лидер-это глупо. Тем более, что цены формируются не под влиянием прошлого, а в силу ожиданий будущих прибылий, о которых невозможно судить в силу НИОКР и т.д. Попытка же предсказать цены под влиянием общих рыночных тенденций-неблагодарное дело, чаще приводящее к убыткам, т.к. обычным людям тяжело судить о ценах и факторах, реально на них влияющих. И даже колебания цен часто вызваны действиями крупных игроков, о которых мало что известно.


После описания понятия «хорошие компании» и как от них получить максимальную прибыль, следует отметить несколько важных примечаний:
1. Не следует инвестировать в новые компании, не имеющие нескольких лет коммерческого опыта.
2. Не следует игнорировать внебиржевый рынок.
3. Не следует вестись за комментариями на отчеты.
4. Не следует коэффициенты перекупленности, хорошие акции всегда стоят дороже рынка.
5. Не следует ожидать мизерных отскоков/коррекций, а покупать по рыночной цене.
6. Не следует заниматься излишней диверсификацией, т.к. не будет возможности изучить все компании достаточно. При этом тоже необходимо понимать что такое правильная диверсификация. Под этим понятием подразумевается наличие разных непересекающихся продуктов в компаниях.
7. Не следует бояться страхов войн и т.п., а наоборот использовать связанные с ними просадки.
8. Не следует смотреть на графики и слушать аналитиков. Они ничего нового не скажут, а как говорилось выше, цена-этт не прошлые, а будущие прибыли. Особенно важно, что предыдущая цена не имеет отношения к нынешней ситуации, особенно в НИОКР.
9. Не следует опасаться падения цены.
10. Не следует идти за толпой в сектора, которые нравятся рынку, мода изменчива. При этом важно смотреть на последний баланс, линию продуктов, конкуренцию, основных хозяев акций, износ основного оборудования, норма прибыли и НИОКР, внезапные издержки.

В заключении следует отметить, что часто о хорошей компании можно узнать из общения с руководителем. Хороших отличает честность и откровенность. Все вышесказанное помогает найти по настоящему хорошие компании, их поиск оправдывает себя. Но нужно также понимать, что при выборе акций следует инвестировать или в хорошие, или ни в какие.
★3
13 комментариев
6. Не следует заниматься излишней диверсификацией...

это основная ошибка всех трейдеров с 100 тр.
avatar
realbaffet, сам Фишер пишет об этом так:

длинный список ценных бумаг для инвестирования не является признаком таланта инвестора, а скорее говорит о неуверенности в себе. Неординарных компаний немного

Нет отказа от диверсификации в принципе. Скорее речь идёт о тщательном отборе компаний.
avatar
Дмитрий Крупин, приятно, что есть серьёзные люди, которые читают умные книги
avatar
realbaffet, да. 
Книга очень и очень толковая. Тут недавно один чувак писал, что инвестиции его ломают. А под инвестициями он понимает игру на Форексе.
А кого такие «инвестиции" не ломают? Руки у него из-за лудоманства трясутся

А консервативные инвесторы спят спокойно потому, что вложения в обыкновенные акции могут обернуться необыкновенными доходами.
При определённой доле терпения со стороны инвестора, конечно.
avatar
ValuaVtoroy, крутое определение первый раз слышу! форекс многих ломает
avatar
realbaffet, Вы о человеке, которого ломают «инвестиции»?
avatar
ValuaVtoroy, нет, о самой формулировке «инвестиции меня ломают»
avatar
ValuaVtoroy, может он хотел так сказать что ему скучно инвестировать?
avatar
ValuaVtoroy, это патология, не на долго, все успокоится скоро, после одной ошибки в фигуру.
avatar
 Как там у «Красной бурды»:

«Учительница по русскому языку и литературе сказала, что для того чтобы стать интеллигентным человеком, нужно читать и много думать.
Читал сего папин пейджер. Много думал».

Так что читайте что чел написал, и много думайте.
avatar
Уоррен Баффет говорил, что его подход на 85% сформирован Бенджамином Гремом и на 15% Филиипом Фишером и собственно советовал именно эту книгу

Книга и правда хорошая, к сожалению последний раз издавалась в России в бумажном виде в самом начале 2000-х годов (почти 20 лет назад) — теперь только в электронном варианте
avatar
avatar

теги блога Menachem Slonimski

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн