Блог им. EvgeniyPavlik

Недвижимость или акции-куда выгоднее вложить деньги в 2023 году

Недвижимость или акции-куда выгоднее вложить деньги в 2023 году


Прошел 2022 год. Это был год неопределенности, рисков, волнений.
Не смотря на то, что СВО(специальная военная операция) не закончилась, санкционное давление на Россию в самом разгаре, пандемия ковида со всеми ее подвидами не побеждена-наша экономика выстояла под всем этим гнетом и даже вошла в ТОП-10 экономик мира 2022 года!

  Недвижимость или акции-куда выгоднее вложить деньги в 2023 году  

Думаю, что на фоне этой позитивной новости у многих российских инвесторов снова появилось желание вкладывать деньги. Лично я 2022 год ничего не покупал и как говорят трейдеры «сидел на заборе» («Сидеть на заборе»  — быть без позиций или вне рынка.), за исключением реинвестирования поступавших дивидендов.

Выбор предмета для инвестирования всегда был не простым. Но основа основ-это акции и недвижимость. Это два кита, это фундамент-на котором создавались огромные капиталы.

И на фоне всех предшествующих событий меня, как инвестора, интересует-что может принести больше прибыли в 2023 году: покупка квартиры или покупка просевших акции российского фондового рынка?

НЕДВИЖИМОСТЬ

Считается, что квартира-это выгодное вложение и цены на недвижимость всегда растут.
Действительно с 2019 по 2022 года на фоне льготной ипотечной программы и высокого спроса на новостройки цены сильно выросли. Если брать как индикатор московскую недвижимость, то график довольно красивый:

  Недвижимость или акции-куда выгоднее вложить деньги в 2023 году 

Но с середины 2022 картина начала меняться и сейчас цены снижаются:

  Недвижимость или акции-куда выгоднее вложить деньги в 2023 году 

Как известно, недвижимость является довольно инертным инвестиционным активом-это значит, что если цена стала снижаться, то снижение будет длительным и дешеветь квартиры могут от полугода до пары лет.

Таким образом в 2023 году мы можем наблюдать за этим трендом и дальше.

АКЦИИ

Начало специальной военной операции резко отпугнуло инвесторов от российских акций, вследствие чего они сильно упали.
Снижение индекса Мосбиржи за 2022 год оценивается в -44%, а агентство Bloomberg назвало падение российского фондового рынка худшим в мире!

Но, в мире инвестиций все циклично и резкое падение в итоге сменяется ростом.

В отличии от перекупленного рынка недвижимости, акции сильно перепроданы и именно это открывает для инвесторов редкую возможность-купить отличные активы по низким ценам.
Сейчас многие «голубые фишки» стоят почти половину от своих максимальных цен.
Многие аналитики и эксперты позитивно смотрят на будущий рост российского фондового рынка и прогнозируют прибыль под 30% годовых при благоприятном развитии событий на конец 2023 года.

Подведем итоги:

Я считаю, что цены на квартиры сейчас достаточно высоки, не смотря на полугодовое снижение, согласно отчетам по индексу цен московской недвижимости. Сам рынок недвижимости сильно перекуплен. Доходы населения не растут и из за отсутствия спроса, а так же других факторов многие эксперты ожидают дальнейшее снижение цен на жилье

Акции почти прошли пик снижения и остаются дешевыми. Большинство прогнозов по восстановлению фондового рынка РФ очень оптимистичны. С учетом высоких дивидендов, рынок акций в ближайшем будущем может принести инвесторам рекордные прибыли.

Мой выбор-это инвестирование в акции! Интересно, во что собираетесь вкладывать вы?

Друзья, спасибо за внимание к моим статьям!

Здесь я веду учет своих ИНВЕСТИЦИЙ

А здесь мой ЮТУБ канал и канал в ТЕЛЕГРАММЕ и ДЗЕНе

56 комментариев
Недвижимость или акции?

Принципиально неверная постановка вопроса.

Правило диверсификации гласит, что должны быть и недвижимость, и акции, и другие классы активов (и даже заначка наличности под матрасом).
Воронов Дмитрий, конечно вы правы, были б деньги, надо и недвижимость и акции и депозит. Но денег столько нет) поэтому выбираем что то одно)
avatar
Бенджи, завтра объявят новую волну мобилизации и где тогда будут котировки акций?
Воронов Дмитрий, если обявят новую волну мобилизации — срочный выкуп недвиги свалится в цене куда нибудь на 60% процентов от хотелок продавцов, так что разницы между акциями и недвигой не так много, только акции и так не высоко, в отличии от недвиги. скажите — а я не буду продавать по такой цене недвигу, мне срочно не надо — пересижу, но дак и в акциях тот же принцип.
avatar
My Shadow, согласен. В то же время, покупка недвижимости улучшает жилищные условия семьи. А вот чем помогут акции при мобилизации – непонятно. 
Воронов Дмитрий, когда замирятся — у акций будет резкий отскок в плоть до иксов, а недвига сильно не прибавит, если прибавит вообще (большой навес из инвест-хат и остатков у застройщиков). и не факт что мобилизация еще будет.
avatar
My Shadow, Недвигой можно пользоваться. К примеру лишнюю квартиру отдать подрастающим детям, решив их жилищный вопрос. А что делать с замороженными или рухнувшими на десятилетие акциями?
avatar
Курц, конкретно в России еще ничего не морозили, и я бы не расчитывал что если у голубых фишек все будет плохо, у населения все будет хорошо, мест где квартиру можно снять просто за выплату квартплаты или около того — станет на порядок больше, так что пользоваться можно будет без крупных вложений. 
avatar
My Shadow, Сильное падение (как сейчас) сродни заморозке. Выйти из бумаги сложившейся вдвое-втрое, это фиаско. В итоге люди тупо держат сколько смогут.
А когда уже не смогут, начнется распродажа и без того рухнувших «вложений» в акции.
Фишки будут всегда ликвидны. Это единственное что можно почти гарантировать. Остальное- нет.
Выв уверены, что страна не несется к очередному социализму и переделу собственности? Я вот уже не уверен. И напротив, вероятность подобного всё выше. Национализация предпрятий и целых отраслей и секторов экономики, вполне возможны. И акции в тот момент обесценятся в ноль.
На счет квартиры за комуналку- это наивно. Люди владеющие инвест недвигой, не бедны по сути своей. Они могут себе позволить тупо закрыть квартиру до лучших времен.
avatar
Курц,
1) даже если бумага сложилась но платит дивы, какие проблемы? наоборот докупите по хорошим ценам на дивы.
2) сейчас у фишек хорошие цены, зачем вообще лезть куда то еще
3) «передел собственности и национализация» — у нас и так большая часть экономики уже государственная, доля физиков в акциях совсем не большая, а вот у нерезидентов доля существенная — их могут раскулачить, только цены это может даже поднять, так как навес уйдет. точечный отжим чего то типа лучка — не исключен, но акции физиков не обнулятся.
4) люди владеющие инвестбетоном именно в виде квартир как правило не особо богаты (своя хата + 1-2 под аренду) — используют ипотеку и частично гасят ее сдачей, так что если припрет даже коммуналка будет важна.

ps
мера риска обычно штука индивидуальная, и тут рациональными аргуметами не переубедишь, но ситуация «люди тупо держат сколько смогут. а когда уже не смогут, начнется распродажа» — это точь в точь про недвигу после 2014 года, нахватались по хаям, пару лет потерпели, цена в низ сильно поехала, в акциях — будет по другому, если будет распродажа сами нормальные эмитенты себя будет за дешево выкупать, тут не одни физики, в отличии от недвиги.
avatar
Бенджи, а если всеобщую?  Да еще приправят военным положением… Хотя акции не упадут, не успеют, биржу закроют, взамен активов выдадут военные облигации)))
avatar
Бенджи, все это может быть и дешевле и дороже, кстати может и обнулиться совсем)
avatar
Сбер, Лукойл. На всю котлету.
Смешно! Обман и очковтирательство! Экономика России на 10 месте только благодаря большому количеству населения. Эта цифра ни о чём не говорит и только вводит в заблуждение. Настоящее место России это доход ВВП на душу населения по номиналу, а это примерно 70-е место, где то рядом с Гондурасом, вот наше истинное место, зачем мы себя обманываем, глупо. Только зная настоящее положение вещей, можно что-то исправить.
avatar
А вложится в 2023 году можно будет как в недвижимость, так и в акции примерно в пропорции 70/30.
avatar
Если есть где жить то лучше наверное валюта, золото.

в рассуждениях о недвижимости как о вечной ценности никто не задумывается о таком моменте:
вложения в недвижимость в нашей стране имеют смысл так как владение этим активом относительно недорогое. сейчас. при текущем положении.
Но это не вечно.
Вот смотрите — правительство в погоне за халявными деньгами ограбило десятки миллионов людей провернув пенсионную аферу. 
Правительство в погоне за халявными деньгами прямо сейчас проворачивает аферу с ограблением вкладчиков 

Какие следующие шаги в направлении ошкуривания населения ?
На мой взгляд очень неплохой профит принесло бы вздутие налога на недвижку

Вот представьте  что правительство пересмотрит налог и за занюханную двушку на окраине выкатит налог тысяч так 100-200 

Уклониться невозможно, все владельцы внесены Росреестр, с каждого снять кругленькую сумму — бюджет пополнится на триллионы.
Держать при таким раскладе несколько квартир в собственности — это для «инвесторов» прямой убыток, которые не отобьется никакой арендой

Недвижимость к покупке никто не рассматривает. Владельцы инвестиционного бетона стремясь минимизировать убытки наперегонки выставляют метры в продажу. правда никто не покупает. 
Ценник торжественно идет вниз.

При достижении определенной планки  на рынок выходит огромный пласт малоимущих людей нуждающихся в жилье. До этой планки они даже мечтать о покупке не могли;

Рынок новостроек оживает. 
Казна лопается от налогов

Со всех сторон профит.
Правда придется обанкротить пару десятков банков и застройщиков — из разряда самых отъявленных кровососов; Ну так это только плюс.

Скажете сюжет нереальный? Чтобы за квартиру да 100-200 тысяч налог платить ?

Ну а налог на автомобиль (мощный)  в 50 тысяч вас же не удивляет? Почему за квартиру будет невозможно также провернуть ?




avatar
Viacheslav Ivanenkov, Налог на топливо и налог на грузоперевозки (платон), ни как не сказались на объемах продаж в этих секторах, ибо это базовые потребности общества и бизнеса.
Недвижка тоже базовая потребность. Выросший налог будет заложен в стоимость. Хочешь купить квартиру?- оплати в том числе и издержки бывшего владельца. Или просто не покупай, живи в съемной.
В итоге будет небольшой временной период просадки, когда паникеры и те кому срочно, выскочат. А потом настанут времена, когда собственное жильё будет уделом лишь богатых. Остальные будут покорно арендовать. Строительство же жилья будет сродни производству авто премиум класса. Стоимость возрастет, в том числе и на фоне сильного снижения объемов (штучный товар всегда дороже массового производства).
avatar
Курц, это так не работает, можете убедится на примере стран с большими налогами на недвигу. замки за 1 евро в глуши хороший тому пример.
avatar
My Shadow, При чем тут замки в глуши. Мы говорим о масс сегменте. обычное жильё для бедных и среднего класса. Они явно не за 1 евро продаются.
avatar
Курц, замки это гипербола, сейчас в комм недвижимости и апартаментах — высокий налог, и это как раз давит цены — держать пустые объекты затратно.

в масс. сегменте — никаких высоких налогов для единственной квартиры не будет, у нас типа социальное гос-во и вообще поддержка семей — люди должны где то плодится, так чтоб на детей оставалось.

в общем постригут рантье и им подобных, переложить на арендатора, кроме как в элитке не получится. квартиры для жизни, а не для инвестиций — это правильная цель с точки зрения демографии.
avatar
My Shadow, Дело в том, что если мыслить вами предложенными категориями, то далее следует национализировать всю пищевую промышленность и СХ. И пошло поехало к светлому будущему.
И с этой точки зрения ваша теория верна. Запретить любые излишки, сверхприбыли, а может и вовсе запретить частную собственность.
Понимаете направление?
Врядли в ближайшем будущем к этому пойдут.
avatar
Курц, в большистве развитых стран мира налоги на недвигу большие по сравнению с РФ.
avatar
My Shadow, Больше и что? Недвига там стала ни кому не нужна? Люди перестали в неё инвестировать?
Кстати вот ещё вопрос- если условно запретить излишки недвижимости. то во что вкладывать деньги гражданам?
В чем граждане могут максимально надежно хранить сбережения?
И выясняется, что ни в чем, кроме депозитов, акций и прочей электронно бумажной чепухи с условными гарантиями.
Тоесть для граждан это будет медвежьей услугой (запрет на инвест бетон). Вроде всех жильем обеспечили, но возможность быть максимально независимыми собственниками- урезали. Вот владей  циферкой на электронном табло, а когда надо, мы эту циферку сотрем или конфискуем одним нажатием клавиши.
Вывод- давление на инвест бетон со стороны гос-ва (власть имущих), ни что иное как давление на права и свободы граждан (крепостных).  Чем меньше у гражданина реальных физических объектов и активов в собственности, тем он зависимее от гос-ва (людей наделенных властью и должностями).
avatar
Курц, там недвига стала стоить более адекватно среднему доходу. хотите физические активы — пожалуйста коммерческая недвига, вкладывайте в реальный мелкий бизнес.
я смотрю вы сами хотите быть мелким феодалом ?) скажем так ваша лишняя жилая недвига — это нужда других людей, хотите быть богатым и успешным, ваше право — но не за счет базовых потребностей других людей. 
avatar
My Shadow, Так базовые потребности это условное понятие. Автомобиль тоже базовая потребность. Его ремонт и обслуживание- тоже. В итоге что не возьми, рано или поздно становится базовой потребностью. Как итог- идем к отсутствию частной собственности и распределению благ государством. То есть комунизм.
По поводу недвиги. Кому-то досталась маленькая однушка на 4 человек, а кому то трешка шикарная с видом на кремль, на 3 человек. Опять неравенство, опять ущемление базовых потребностей «других людей». Мол вы тут в трешке жируете втроем, а мы в однушке четвером ютимся. Анука давайте ка меняться.
В общем опять упираемся в грабли неудачного прошлого.
Недвига в европе может и стала стоить адекватно доходам, но не благодаря налогам, а благодаря общему уровню развития экономики и уровню жизни граждан.
Вы хотите поставить телегу впереди лошади. Решить доступность жилья не подъемом уровня жизни и зарплат, а насильственными действиями в адрес тех, кто вопреки бардаку умудряется зарабатывать и иметь эту самую недвигу.

avatar
Курц, без жилья в РФ вы скорее всего замерзните зимой, без еды понятно что будет, кстати наше гос-во регулирует цены на основыне продукты питания, а вот без автомобиля ничего вам не будет :) так что не надо ломать комедию. 

Так же про коммунизм очень забавно, налог это не запрет, покупайте много квартир, арендой налог покроете, а вот прибыль с этого получать — извините подвиньтесь.

Про европы:
По данным Бюро переписи США, по состоянию на II квартал 2014 собственное жилье есть только у 64,7 % американцев, более трети населения (35,3 %) являются арендаторами. В этом плане Штаты мало отличаются от западноевропейских стран. Так, в Великобритании собственников 69 %, Нидерландах — 60 %, в Австрии — 55 %. В Германии и Швейцарии их еще меньше — 46 % и 39 % соответственно

Если говорить о России в целом, то в собственности у населения находится, по разным оценкам, около 80 % жилого фонда, в Москве этот показатель еще выше – около 90 %.

Как видим в европах физики не стремятся выгрести все доступное жилье, хотя возможностей больше, а свои накопления хранят так чтоб их деньги работали в их экономике, а не были зарыты в очередной бетон, может поэтому там лучше с уровнем жизни и прочим ?)
avatar
My Shadow, Думаете секрет уровня жизни европы в том. что физики не скупают бетон? Вы же понимаете что это смешно.
Для вложений в экономику нужны гарантии, для гарантий политическая воля, для полит воли такого рода — демократия, как средство тотального контроля за людьми принимающими ключевые решения.
В тоталитарных гос-вах,  не возможны условия для возникновения чего-то более сложного  и тонкого в инвестициях, чем золото и бетон.

avatar
Курц, а что есть ваше право на недвижимость ?) запись в электронной базе данных ?) при таком подходе только слиток закопанный в лесу :)
avatar
My Shadow, Согласен. Право собственности на недвижимость всё больше становится условным. Но акции ещё более призрачны во владении. Вы владеете записью в реестре, с помощью записи в реестре.
Недвижимость это ваши деньги в вашем кармане, в который через суд может залезть гос-во.
Акции это ваши деньги в кармане постороннего человека, который обещает вам что всё будет хорошо.
avatar
Курц, через 50 лет сбербанк вероятно будет существовать и приносить дивиденды, а часть текущего жилого фонда — будет не пригодна для использования. что касается обещаний, в недвиге — там все тоже самое, сегодня у вас красивый вид, завтра новый дом смотрит вам в окна, сегодня тихо, завтра под вами сдали квартиру под бордель, или вообще обявится сидевший обделенный родственник какого-там владельца квартиры в цепочке и скажет что продали не законно, далее кризисы/ставки/ипотеки и прочее… то есть стоимость вашей недвиги точно так же как у акций зависит не от вас, а от макро и микро обстоятельств. причем основные акции — too big too fail (гос.во им поможет, денег напечатает, оно там само в доле), а ваши квартиры это чисто ваша головная боль и ответственность. 
avatar
My Shadow, Через 50 лет сбера может не быть вообще и это вполне вероятно. Или изменится его форма собственности. В РФ велика вероятность серьезных перемен в ближайшем будущем. Перераспределение и национализация — вот ближайшие перспективы. Поколение динозавров начинает вымирать физиологически и ментально. 
И вероятность обнуления ваших акций больше, чем вероятность изъятия у вас лишней однушечки которую вы легко успеете переписать на детей.
avatar
Курц, 100 % вероятность — это что дома не вечны, и более того с каждым годом аммортизация капает все сильнее и вы теряете деньги. что касается успеете, не успеете — продать акции дело одного дня, а серьезные перемены происходят не за один день, а вот выскакивать из недвиги без серьезной просадки в цене можно год и более.
avatar
My Shadow, И моя хорошая машина это тоже чья-то нужда. И в итоге повторюсь- вы предлагаете запрет частной собственности сверх минимальной нормы. 
Кстати я не против. Мне без разницы в каком строе шагать. Я даже в анархии буду лучше большинства. И на моём анархическом столе будет икра, в то время как в тачанках будут грызть сухари.
А при комунизме я буду парт работником среднего звена и буду иметь опять же больше чем среднестатистический работяга. И снова несправедливость и недовольство.
Даже если вы заставите меня стоять у станка, я буду делать детали такого качества и в таких количествах, что мне дадут премию и моё фото на доску почета.  И будут у меня привелегии больше чем у мастера цеха.
Опять кому-то станет обидно.
avatar
Курц, вы опять путаете налог и запрет, ну и самооценка у вас будь здоров, даже удивительно что с такой самооценкой вы кому то что то тут доказываете :)
avatar
My Shadow, Самооценка опирается на долгие годы жизни. И я ни чего не доказываю, просто люблю побеседовать и поразмышлять. Это упражнения для мозга, не более.

avatar
Курц, тогда поразмышляйте почему в самых рыночных экономиках подоходный налог прогрессивный, казалось бы чистый коммунизм, но тем не менее. я кстати не сторонник прогрессивки, богатые и так платят больше в абсолютном выражении.
avatar
My Shadow, Я вам больше скажу. Я сторонник ограничения максимального капитала физ лиц и юр. лиц… Считаю, например, что человек в принципе не может владеть половиной планеты. Ну это невозможно по сути своей. Однако по закону вполне возможно. Нет закона запрещающего скупить все, абсолютно все имущество на планете одним человеком. Необходимо ограничение капитала, к примеру максимальным размером в 100 млн рублей. Хочешь больше?- дари родственникам, друзьям, женам и любовницам. Но сам быть юридически владельцем не имеешь право.
И т.д… э
Частные компании так же должны быть ограничены. Не может частная компания иметь капитализацию свыше 100 млн долларов (к примеру). всё что выше- должно иметь статут гос участия и т.д..
И что? И ни чего. Просто чтоб вы понимали мое мировозрение в этом смысле. Я отнюдь не феодал во сути. Кстати я строитель. Разбитые руки, убитые легкие, сорванная спина. 
avatar
Курц, 
Выросший налог будет заложен в стоимость. Хочешь купить квартиру?- оплати в том числе и издержки бывшего владельца. Или просто не покупай, живи в съемной.
Так уже никто и не покупает.
Повышение ценника просто усугубит ситуацию и приведет к коллапсу не только строительства но и экономики в целом. Так как строительство=ипотека=рабство, это просто механизм высасывания жизненных сил из населения

Постепенное снижение цен до уровня приемлемого малоимущим — единственный путь к оживлению рынка и поддержания российской экономики на плаву. А повышение налога — максимально быстрый путь к этому

Есть и более радикальный вариант — кровопускание; 
Девальвация рубля, как следствие — бешеная инфляция и пик продаж бетона по самым лютым ценам.
Но этот путь настолько радикален что потом десятилетиями придется выползать из ямы.

avatar
Viacheslav Ivanenkov, Снизить цены дело конечно блоагородное. Но рынок и так над этим бьется всю жизнь. Снижение цен- главный козырь в борьбе с конкурентами.
Но есть пределы снижению. Как снизить цену, к примеру вдвое? Урезать ЗП рабочим, которые и без того в дефиците? Но даже если полностью кинуть раьботяг на бабки, вдвое цена не упадет, потому как фонд ЗП в строительстве 10-20% от сметы.

avatar
Курц, у нас полная себестоимость строительства значительно меньше (местами в разы) ценников застройщиков. данные по себестоимости есть на сайте минстроя. более того место того что бы субсидировать проценты по ипотеке — гос.во может снизить налоги на застройщиков. 
avatar
My Shadow, Стоимость строительства можно снизить административным путем. Но не в разы. Я думаю максимум процентов на 10-15. И это будет уже около банкротная стадия.
В итоге получается, что как ни крути, а стоимость новостроя не будет низкой. Соответственно и вторичка тоже опирается на эти показатели.
Вторичка может просесть вдвое и втрое, только на фоне апокалипсиса. Но это уже совсем другая история. И в ней меньше всего будет интересовать стоимость жилья, а актуальными будут стоимость еды и вероятность физического выживания.
avatar
Курц, еще раз стоимость новостроя в пару раз выше себестоимости.
avatar

Viacheslav Ivanenkov, в Финляндии и Дании налог на жилую недвижимость может достигать нескольких процентов от кадастровой стоимости. Вот под лозунгом «как в развитых странах» и нам могут поднять налог с 0.1% до 1-2-3%.

С  учетом, что кадастровая стоимость в РФ может быть не только равна, но и выше рынка, то 1% от квартирки за 10 млн рублей — уже 100 тыс руб. 

Новая нефть, а что ....

avatar
_new_, самое главное он не сказал зачем собирается покупать недвигу и акций «якобы гондураса» в пропорции 70/30, а не вложится в билет до «развитых стран» :)
avatar
Бенджи, Анализ акций сделан на основе максимальных некогда уровней.
Последние события просто показали, что уровни эти были надутыми и акции падают  до реальных своих стоимостей, которые в разы ниже максималок.
Рост акций до прежних уровней возможен лишь на волне очередного благополучия и перспектив в экономике. Потому как растут эти бумажульки только за счет ажиотажа от лишних денег. Акции это вариант хранения излишков денег. А такового в ближайшее десятилетие не предвидится.
Эскалация конфликта заводит экономическую ситуацию всё глубже в… .
Недвижка в отличии от акций — максимально консервативный вариант вложений. К тому же ею можно пользоваться в личных целях.  Волатильность недвижки очень низкая, в отличии от прыгающих и непредсказуемых акций.

avatar
Бенджи, Дешевле чем что? Чем недавние пузыри?
Тут должна быть речь о том. что завтра будет востребовано, а не что сегодня номинально дешевле чем вчера.
avatar
_new_, я не считаю, что она порвана, рвать уже нечего. ВВП России уменьшается,-это факт, который признаёт даже Путин. О чём он не раз сам говорил. Я же хочу, чтобы ВВП России рос не хуже китайского.
avatar

теги блога Евгений

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн