Блог им. ruslan_novikov1986

Экспорт дизельного топлива из России под серьезным давлением

Интересная статья вышла в ИнфоТЭКе по Российскому и мировому рынкам нефтепереработки. Разделю ее на 2 части, Российскую переработку и мировый рынок дизтоплива. Сначала про Российские реалии.

Основные моменты, как всегда тезисно, ну и в целом собрал немного по отрасли:

- По 2021г. Российкие НПЗ произвели порядка 80,33 млн т дизельного топлива, из них 74,3 млн т соответствовало экологическому классу К5.
Ожидается рост производства ДТ на 16,1 млн т к 2025 году, рост внутреннего спроса на ДТ-К5 только на 4,9 млн т. Прогноз профицитности российского рынка с 42,2 млн т до 53,4 млн т к 2025 году в связи с опережающим ростом производства над спросом.
Экспорт дизельного топлива из России под серьезным давлением

— В данный момент, производимый на НПЗ бензин и реактивное топливо идет в большинстве своем на внутреннее потребление, около половины производимого дизельного топлива идет на экспорт.

- Всего за 2021 году было отправлено на экспорт порядка 36,3 млн т ДТ, что составило 50,9% от всего произведенного топлива К5.

-Основными потребителями российского ДТ являются Европейский союз и Великобритания (порядка 70% от экспортируемого продукта). 

— Полная таблица по всем Российским НПЗ по объему производства и экспорту в таблице ниже.
Останавлюсь на публичных компаниях и их доли экспорта в ДТ в целом: Роснефть- 31.7%, Башнефть- 63,8%, Лукойл- 61,4%, Сургутнефтегах- 86,5%, Газпромнеть- 41,2%, Татнефть- 35,3%, Газпром 2,3%

Экспорт дизельного топлива из России под серьезным давлением

- Уже в марте 2022 года мощности нефтепереработки в России уменьшились на 6%, основная причина снижение экспорта.

— 15 марта вступает в силу санкционный Европейский режим по Роснефти и Газпромнефти, который разрешает только напрямую Европе закупать дизель в РФ, минуя посредников, типо Trafigura и Vitol, которые часто выступали мостиком между Российским сырьем и Европой.

- Бюджетные компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок в апреле рухнут после рекордных мартовских выплат. В марте они достигли рекордных 460 млрд руб. из-за резкого ослабления рубля и высоких цен на нефть. В апреле выплаты на тонну бензина и дизтоплива рухнут на 37% и 40%, по авиакеросину упадут на 40,5% при нынешнем курсе валют


Ранее были довольно масштабные планы по реновации отрасли, теперь они думаю под большим вопросом...


— В прошлом году Минэнерго, с целью строительства новых производственных мощностей глубокой переработки нефти, заключило множество соглашений с Российскими НПЗ о предоставлении инвестиционной надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье до 1 января 2031 года;

— На горизонте 10 лет в рамках соглашений с нефтяниками запланировано строительство и реконструкция 30 технологических установок вторичной переработки нефти.

— Реализация плана должна оказать значительное положительное влияние на внутренний топливный рынок и увеличить производство бензина экологического класса К5 более чем на 3,6 млн т в год, нарастить выпуск дизельного топлива экологического класса К5 более чем на 25 млн т в год, а также в целом обновить и осовременить технологические мощности России по переработке нефти

- Соглашения были подписаны в отношении проектов модернизации следующих НПЗ: Московский (Газпромнефть), Омский (Газпромнефть), «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (Лукойл), Афипский (публичным компаниям не принадлежит), «Орскнефтеоргсинтез» (ПА Фортеинвест, дочка САФМАР), Новошахтинский завод нефтепродуктов (публичным компаниям не принадлежит), ТАНЕКО (Татнефть), Ильский (публичным компаниям не принадлежит), «Газпром нефтехим Салават» (Газпром), Новокуйбышевский (Роснефть), Сызранский (Роснефть), Туапсинский (Роснефть), Комсомольский (Роснефть) и Антипинский (Роснефть). Планируемый объем инвестиций в установки вторичной переработки должен составить около 800 млрд рублей.

Думаю дальше будет только хуже, при чем значительно. Учитывая зависимость сектора от экспорта и долю Европы в 70%, выглядит все печально. Не знаю, насколько технически реально быстро заменить процесс производства с дизеля на бензин, но это точно нужно делать, как можно более ударными темпами, т.к. с переориентацией экспорта думаю точно будет сложнее. Того и глядишь из-за переизбытка бензина и цены будут на него ниже в России. Ну и думаю, нужно пересматривать планы по модернизации. очевидно, что в таких объемах нам не нужен на данный момент лишний дизель. 


1 комментарий
дизеля много не бывает — танки и БТР-ы на Украине все «съедят» — лишь бы война подольше не заканчивалась
avatar

теги блога ИнвестЛи|Руслан Новиков

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн