Блог им. option-systems

Разумный инвестор: перезагрузка

Разумный инвестор: перезагрузка

«Акции — штука простая. Все, что вам надо делать, — это покупать акции в крупном бизнесе за цену, меньшую подлинной стоимости этого бизнеса, и при условии, что в нем задействованы менеджеры самой высокой порядочности и таких же способностей. А затем вы владеете указанными акциями вечно». Уоррен Баффетт

Пришло время возродить свой публичный проект «Разумный инвестор»!

Вот последний пост по нему — Разумный инвестор. Итоги 2018, планы на 2019

Почти два года прошло. Перейдите по ссылке, посмотрите на состав моего портфеля на конец 2018 года и станет понятно почему проект перешел в спящий режим. Там же ссылки на мои предыдущие посты с 2011 года – кому интересен путь развития меня, как инвестора, особенно, если раньше не читали меня.

Летом 2013 года я начал инвестировать с 120 тыс. руб. Изначально я базировался на простых критериях Бенджамина Грэма, почему и назвал проект Разумный инвестор.

 

Проснись!

2020 год стал годом изменений для меня. Больших изменений.

Я поменял работу, полностью продал акции и погасил паи одной маленькой, но очень гордой УК, и сформировал свой совершенно новый портфель!

Подробности ухода с прежней работы мне бы не хотелось освещать, и вообще тратить на это своё время. Хорошо, что память забывает быстро плохое. Если кому-то интересно посмотрите пост о ГОСА-2018, в целом будет всё понятно о компании и её правлении. В компании царит не меритократия идей, а непотизм. Я верил в компанию, но она пошла по странному пути, акционеру остается проголосовать только ногами.

У меня сейчас там не лежат деньги, я не владею долей в бизнесе и не работаю, и что там происходит меня не интересует, есть другие задачи, всем им счастья, здоровья, успехов. Просто нам не по пути. Огромное спасибо Елене Курышевой – самый светлый человек компании))

Добавлю лишь то, что кроме меня из компании ушел заместитель начальника аналитического отдела Андрей Валухов, классный аналитик. В отделе аналитики осталось работать лишь два аналитика по акциям. Я вывел все свои деньги из фондов, и посоветовал это сделать своим друзьям. Любая секта, не любит, когда ты забираешь свои деньги из нее – это самый большой грех. «Золотой парашют» при увольнении не получил.

 

Итоги

Мой эквити на 11 ноября 2020 года

Разумный инвестор: перезагрузка

Разумный инвестор: перезагрузка

СЧА 8,8 млн руб., профит +4,3 млн руб.!

Вопрос по публичности передо мной встает регулярно, стоит говорить о конкретных суммах? Или достаточно ограничится процентами? Некоторое время назад я уже засекретил свой счет, может раз в 7 лет показывать счет и норм?

Доходность проекта Разумный инвестор в годовых сложным процентом на 11 ноября 2020 года равна +18,07% годовых (всего +240,31%) за весь период. Средняя доходность падала с начала 2017 г. до середины 2020 г. Причина – удержание «токсичных» активов (бизнеса, не имеющего перспектив и паев фондов, не «делающих альфу»).

Разумный инвестор: перезагрузка

Данный расчет доходности портфеля производен исходя из средневзвешенного капитала. Так как у него есть определенные искажения, еще параллельно с этим считаю доходность, как считают её ПИФы, исходя из размера СЧА (стоимости чистых активов), условного количества паев и цену пая.

СЧА и кол-во паев.

Разумный инвестор: перезагрузка

«Разумный инвестор» и Индекс МосБиржи полной доходности «брутто»

Разумный инвестор: перезагрузка

Привёл для сравнения сразу свой результат в сравнении с Индексом МосБиржи полной доходности «брутто». Интересно, как меняется разница между ними – с лета 2020 г. идет положительная альфа.

Доходность по годам и средняя в целом

Разумный инвестор: перезагрузка

Заметна пробуксовка 2017-2019 гг. Причины я уже указал выше, надеюсь, ситуация будет выправляться, но эти три года останутся шрамом в моей инвесторской истории.

Нужно чтобы «разница» всегда росла – это и есть альфа.

Доходность портфеля Разумного инвестора – значительно выше инфляции и роста курса доллара за последнее 7,5 лет, результат удовлетворительный (примерно 18-24% годовых), но не отличный. С учетом последней девальвации рубля, можно сказать, совсем не отличный. У меня изначально в планах была цель по среднегодовой доходности 25% годовых на окне 25 лет, но я хотел удвоение курса рубль/доллар каждые 3-5 лет.

Счет в шаге от 10 миллионов рублей, правда, на пенсию мне всё еще рано. Как говорил известный герой – я лишь к пенсии заработаю 10 млн руб.

Но объективно всё-таки те 10 млн руб. 5-6 лет назад это не сегодняшние 10 млн. Так что мне еще надо поработать. Если посмотреть на счет в долларах (в нормальной валюте, а не в рублях), то не всё так весело.

Счет и профит в долларах

Разумный инвестор: перезагрузка

Разумный инвестор: перезагрузка

Все инвестиции пересчитаны в доллары на день каждого взноса по текущему курсу на тот момент. Соответственно и состояние счета рассчитывается, аналогичным образом, пересчетом рублевой оценки портфеля на каждый день в долларах. Разница между взносами в долларах и текущим состоянием счета в долларах – и есть профит в долларах. Если проще, это результат для американского инвестора, который бы регулярно инвестировал у нас, и считал бы свой результат в долларах.

Использовался Индикативный курс Доллара США Московской биржи на 18:50 МСК — www.moex.com/ru/index/rtsusdcur.aspx

Мартовский провал 2020 г. на локдауне уничтожил всю прибыль в долларах за почти 7 лет инвестиций. Это очень плохо, хорошо, что я весной не знал этого. Да, рынок отскочил сейчас, но по факту мы имеем, что нет прибыли уже с 2017 года.

Есть надежда, что сейчас, как и в 2016 году мы увидим девальвационный рост рынка. Так что надо всего лишь немного подождать. И ожидание роста до 4000-5000 пунктов по индексу Московской биржи это уже реальность.

С другой стороны, может быть утешением то, что мне в принципе удалось сохранить реальную стоимость своего капитала несмотря ни на что. Представьте, каково сейчас рублевым депозитчикам?

 

Регулярные инвестиции

Сумма инвестиций (с учетом вывода средств) за почти 7,5 лет составила 4,55 млн руб.

Интересный момент – за всё время проекта средний взнос в месяц составил 51,7 тыс. руб., а если разделить профит на время жизни проекта, то получается, размер профита в среднем в месяц равен 48,7 тыс. руб. Вот такая хорошая математика.

То есть мои инвестиции мне принесли за прошедшее 7,5 лет – каждый месяц по 48,7 тысячи рублей.

48 738 руб. в месяц, Карл! Неплохая зарплата для многих регионов России.

Снежный ком растет!

картина взносов поквартально…

Разумный инвестор: перезагрузка

В долларах я вносил по $861 в месяц. И как написал выше, профит $39 тыс., т.е. в среднем по $443 в месяц!

По факту я достиг первой цели – могу платить уже сейчас себе государственную пенсию, которую получают мои родители – 15-17 тыс. руб. в месяц. Конечно, даже больше…

Если Вы не думаете о будущем, у Вас его не будет!

Разумный инвестор: перезагрузка

Если сравнивать с Баффеттом, я очень отстаю, но мне достаточно будет те же значения, что были у него, даже в рублях))

Видео из эпохи раннего смартлаба… когда инвестор было что-то типа ругательства

Тогда для себя записал — «Пересмотреть в 2023 году». Но уже можно и сегодня вспомнить. Всё также смешно))

Мой путь оказался верным на все 100%! Прошло лишь 7 лет, а цели и задачи проекта практически выполнены. Это наглядный пример, как можно создать капитал. И это с учетом того, что я считаю, что было сделано многое не идеально.

Можно только представить, если бы в России появилось большее число инвесторов с капиталом выше $100 тыс. Это закрывает вопрос бедности в старости точно. И сделать это можно всего лишь за 7-10 лет.

Сложный процент и время – работают на стороне инвестора.

 

Портфель

Портфель на 11 ноября 2020 года

Разумный инвестор: перезагрузка

Данные таблицы мне нужны больше для расчета налоговых обязательств, чем для анализа портфеля. Не смотрите на цены покупок, по некоторым позам я уже несколько раз перезаходил, чтобы снизить налоговую базу. Я не такой гений, чтобы купить Газпром и ЛУКойл на дне. Анализ портфеля будет еще ниже.

Сумма налоговых обязательств сейчас равна 257,6 тыс. руб., в основном, по акциям АФК Система – 153,4 тыс. руб. Но как я писал ранее, я люблю использовать 3-х летний налоговый инвестиционный вычет. В этом году использовал при погашении паев и продажи акций. Так что в итоге данные налоги могут и не будут мною заплачены.

И наконец-то я открыл ИИС, тип А выберу, и получу свой первый возврат 52 тыс. руб. в 2021 году.

Еще сейчас имею плечо в 1,2 млн руб., открыл помимо ИИС еще один счет в Сбере, но обо всем по порядку.

 

Структура портфеля

Я вернулся к старой доброй Диверсификации…

Разумный инвестор: перезагрузка

Сейчас в моем портфеле 31 бумага, правда, на первые 8 акций приходится 3/4 от всего портфеля, на две – 40%! (здесь и далее, доли рассчитываются без учета налоговых обязательств и плеч), но это всё-таки не одна акция и 75%, а восемь)).

В плане диверсификации я согласен с Баффеттом:

«Диверсификация нужна инвестору, который ничего не знает, она не нужна профессионалу.

Если вы профессионал и уверены в себе, тогда я бы посоветовал концентрацию. Для всех остальных, если это не ваша основная деятельность — диверсифицируйте по-максимуму.

Если же вы что-то понимаете, то смысла в диверсификации нет никакой.

Безумие вкладывать деньги в двадцатую акцию вместо первой. Чарли и я инвестировали большую часть жизни всего в пять позиций.

Если бы я управлял 50, 100, 200 миллионами долларов, то я бы поместил 80% денег в 5 основных позиций, при этом 25% денег вложил бы в основную позицию.

Меньше риска во владении акциями трех понятных, качественных компаний, чем во владении акциями 50 хорошо известных, больших компаний. Если вы в течение жизни найдете три отличных бизнеса — вы станете очень богатым.

Источник: Собрание акционеров Berkshire Hathaway 1996, 1997, 2000, 2008 годов»

У меня фактически так и есть. Большое количество бумаг — это следствие того, что мне много чего нравится и хочется всё купить))

Разумный инвестор: перезагрузка

Получилось 50 оттенков зеленого…

В феврале 2020 г. я приводил уже свои приоритеты в Списке Шадрина, которые нравятся мне лично, и я бы посоветовал купить своему племяннику, сестре или маме. Тогда их было 13, но по факту, когда этим летом стал формировать реальный портфель их стало 31!

Выше деление на цветовую гамму и расположение в списке я сделал не просто так, это своего рейтинг моих предпочтений. Сразу скажу, что сейчас нет формального принципа почему Система на первом месте, а Глобалтрак на последнем.

Присвоение различного рода апсайдов, ПД, целевых цен и прочего я понял не работает в полную силу или так как мне надо. ПД – это потенциальная доходность (включает переоценку акций и дивиденды).

У одной компании ПД может быть, например, 60%, а у другой 30%. Вопрос: какую бумагу купить? Все скажут: ту у которой 60%, а вот и нет! Всё намного сложнее.

Компания с ПД 60% может и упасть и ПД станет уже 70%, а компания с ПД 30% — сделает за неделю эти 30%.

Расчеты и нахождение ПД – это только начало пути для аналитика. Нужно смотреть на сам бизнес и что с ним может произойти. Это можно назвать событийным инвестированием. В каждой компании какая-то своя идея.

Уверенность в той или иной идеи я выражаю в лимитах.

Это сложно перевести в цифру и упростить до тупого исполнения по внесению отчетности в таблицы эксель. Это своего рода магия, но эта магия и даёт альфу.

Баффетт говорил: «чтобы понять, что толстяк, входящий в комнату толстый, мне не нужно знать его точный вес».

Подробнее о своем портфеле я напишу позже, а по отдельным история нужно будет написать еще больше, сегодня кратко.

Список Шадрина:

АФК Система — IPO дочек, сокращение долга. Мы уже это наблюдаем, пока не продаю, держу, жду 50 р. и дивидендов 3 р., а также 2023 года, не хочу платить налоги.

КуйбышевАзот ао – дно цикла, рост производства, погашение казначеек, SPO, после 2023 рост дивидендов. Здесь требуется лонгрид.

Сбербанк ап – экосистема по цене в разы дешевле Яндекса и TCS. Отличный банк, отличный Греф. Просто держи. Сбербанк — круче Apple!

ГАЗПРОМ — рост дивов, восстановление цен на газ, малый ледниковый период 2023-2030 гг.

НОВАТЭК — новые СПГ, рост дивидендов, к 2025 году – мировой гигант СПГ, малый ледниковый период 2023-2030 гг. Ранее Дешёвый дорогой НОВАТЭК

ЛУКойлрост дивидендов, малый ледниковый период 2023-2030 гг.

РУСАЛ – дно цикла, раскрытие стоимости

РУСАГРО – дно цикла, рост бизнеса, открытие Китая

Распадская – дно цикла, выкуп акций, M&A

Русская Аквакультура — рост бизнеса

Черкизово – дно цикла, рост цен, инфляция

Лента – рост дивидендов

ММК – дно цикла, рост дивидендов

Сургутнефтегаз ап – мега дивиденды за 2020 год, кеш-сундук

ИНТЕР РАО ЕЭС — Сечин, казначейки, рост дивов, кэш-сундук

Нижнекамскнефтехим ап — рост дивидендов, производства, мега-стройка

Мечел ап – мегадивиденды за 2021 г.

ВТБ ао — рост дивов, погашение префов, приватизация. Ранее Сага о дивидендах ВТБ

Саратовский НПЗ ап дивиденды, сундук

Группа ЛСР – «строительный Сбербанк», льготная ипотека, рост дивов

Магнит – «ритейловый Сбербанк»

ИНГРАД — Сечин, появление нового лидера на строительном рынке, рост прибыли

Нижнекамскшина — уход от трансфертного ценообразования, центр прибыли, дивы. Пока на паузе идея. Надеюсь, только из-за пандемии.

Аэрофлот — дешевый керосин, рост парка, IPO Победы. Актив превратился в треш-актив, не этого я ждал.

Россети ао, МРСК Центра, МРСК Центра и Приволжья — переход на единую акцию

Ашинский МЗ, Славнефть-ЯНОС ао, Обувь России, Глобалтрак – жуткий дешевый неликвид

Что-то получилось очень хорошо уже (Система, ЛСР, Магнит, Распадская), что не очень (Аэрофлот, Газпром, ЛУКойл, НОВАТЭК), работаем дальше.

Плечо

В 2020 году я начал использовать активно плечо, сначала для интересных идей, потом просто покупая после мартовского краха рынка. Использую очень осторожно, больше 20% средств к своим не брал.

До недавнего времени был такой план наращивать плечо в зависимости от падения рынка.

Разумный инвестор: перезагрузка

Но сейчас я от него отказался, а точнее стал увеличивать плечо и на росте. Но всё равно всё в рамках. Более 25% к своим 100% я не хочу брать.

Чем мне нравится идея с плечом?

Если я жду роста своих активов, например, на 25% в год, то плечо под 13,1% мне будет давать дополнительную прибыль еще за счет чужих денег. Вот и весь резон. Главное, маржин-колл не получить.

Думаю, один цикл роста я побуду с плечами, а через год, когда нефть будет выше 60 надо будет сворачиваться и уходить хотя бы частично в валютный кеш. Плюс мне скоро потребуется 2-3 млн руб. на покупку недвижки.

Планы

Сейчас я ожидаю рост коммодов и российского рынка, завершение пандемии к лету 2021, вот на этом и будет рост. Еще жду холодных зим, но это отдельная тема.

Про новый цикл писал ранее — Будет ли новый цикл роста в Emerging Markets?

Буду продолжать регулярно покупать и далее. Использую вот такую табличку до решения по покупкам исходя из лимитов. Очень наглядно и понятно, что нужно купить в первую очередь.

Разумный инвестор: перезагрузка

Недавно увеличил лимиты на РУСАЛ, РУСАГРО, Распадскую, Русскую Аквакультуру, Черкизово, Ленту и ММК. И еще немного могу купить КуйбышевАзот, если дадут дешевле. Есть еще лимиты на Сбербанк ап, Газпром и НОВАТЭК. Лимиты я устанавливаю в абсолютных цифрах, так мне проще, но я знаю общий размер счета, и соответственно долю в ней.

В целом покупки на 2 млн руб. Ближайшие это Лента, ММК и Черкизово.

Не люблю, когда растут бумаги, которые хочешь купить.

Где взять эти 2 млн на покупки?

Есть три пути:

1. Регулярные инвестиции.

2. Увеличить плечо. Сейчас уже 1,2 млн, готов увеличить постепенно до 2,5 млн. Аппетит приходит во время еды. Буду покупать на плечо.

3. Что-то продать «плохое». Для этого требуется еще раз пройти по всему списку. Продавать буду позже.

В итоге в ходе естественного отбора будут оставаться цветы, а сорняки уничтожаться. Я за короткую историю нового портфеля, единственное, где уменьшил лимит – это был Саратовский НПЗ ап, с 250 тр до 100 тр, когда цена процессинга упала. Будут хорошие новости – увеличу, мой портфель живой организм.

Получается это план на ближайший год. В этот пост не вошли: анализ изменения структуры портфеля, прогнозы по росту дивидендов компаний, роста котировок, и план до 2025, обо всем позже. Также с меня разбор КуйбышевАзот, не знаю, когда сделаю, надеюсь, раньше, чем он станет стоить 450 р.

Продолжение следует, буду держать в курсе…

Разумный инвестор: перезагрузка

С июля 2020 г. – руководитель аналитической службы УК «ДоходЪ»

Живи. Люби. Инвестируй!

Данный обзор не может рассматриваться или использоваться как индивидуальная инвестиционная рекомендация. Автор не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником.

★119
171 комментарий
Отличный пост, Александр! Плюсую!

Подскажите, за что такая любовь к КуйбышевАзоту?
Воронов Дмитрий, жду 3-х кратник
Александр Шадрин, почему КуАз именно обыкновенные акции, а не префы, как например в НКНХ?
avatar
Union_Jack, у них цена одинаковая, но кол-во очень небольшое
счет 10 млн или заработал 10 млн? Это чуть разные вещи все таки;) Так что Олейник тут не особо то и ошибся. Хотя то что он бывает вытворяет еще веселее)Ну да у каждого свой путь. Мне лично больше микс нравится))
avatar
божественно
умиляет. надо как-то доходчиво людям объяснить, что такое плечи и брать соответственно на все плечи, чтобы приблизить мечту… и все…
avatar
Хорошо вам, столичным, зарплаты большие. А нам, в регионах как быть? Жируете, с нас все соки тянете в столицы.А так, впечатляет конечно. Но такое под силу только с большим кошельком, с маленьким бюджетом о таком не стоит и мечтать.Ну и начинать нужно было как раз в 2013 году, а то и раньше.Время начала тоже очень важно.Те же кто начинает сейчас в 2020 году, им что по хаям брать? Когда индексы на самых хаях?
avatar
karpov72, 
где здесь хаи? 
Дмитрий Ворожцов, отличный камент!
avatar
Дмитрий Ворожцов, вы б ещё с рождения Христа график взяли бы.
avatar
Arslan, товарищ, вам на 5-ти минутки! Пройдите сюда…
avatar
karpov72, я же в акциях и с плечами, значит думаю, что сейчас не хаи. 
karpov72, хм… Начинать можно было и в марте 2014 г., и в конце декабря того же года, и в январе 2016-го, и в марте 2020-го… Вариантов море!.. И до 2013-го, и после…
avatar
karpov72, вариантов миллион даже с малыми суммами. Например купил раз в месяц FX US и кочумай ещё месяц. И хватит ныть!
avatar
То чувство, когда после рублевой доходности посмотрел на долларовую и чет загрустил…
В сентябре у меня вышло уведомление, перечитать статью А.Шадрина, которая была написана пять лет назад:



P.S. УВЕДОМЛЕНИЕ НА СТАТЬЮ ШАДРИНА БЫЛО УСТАНОВЛЕНО ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД и вот месяц назад оно всплыло

Ссылка на статью:

http://smart-lab.ru/blog/277521.php#comments



avatar
Эх, Шадрин, Шадрин.
Когда работал в А., один елей лился, как все хорошо и замечательно, как паи покупаешь и покупаешь и тд. А как ушёл, так можно пнуть и обосрать эту А.))

Ну и поздравляю за возврат к истокам, к портфелю и разбору бумаг.
Маркиз Лафайет, значит не по доброму ушел, да и это больше моих инвестиций касается, по ним закрыл все позиции, разочарование... 
Александр Шадрин, почему Сбербанк ап, а не ао?)))
avatar
slavyan174, потому что дивдоходность выше?
avatar
slavyan174, дешевле
Александр Шадрин, ваше мнение о направлении американского рынка?) глубокая коррекция или только вверх?)))
avatar
С возвращением
Александр, почему так мало нашей прелести (НКНХ-п)?
avatar
Круто. Очень интересно читать, как и раньше. 
avatar
Kapeks, учиться многому предстоит тебе, юный падаван ©
avatar
В понедельник куйазот на 180?
avatar
Искренне поздравляю!
avatar
А у меня в компании А. пару лямов зарыто три года уж как. 14,7 годовых по акциям и 9,72 по облигам. На сегодняшний день. Ну а че? Пусть работают… Диверсификация, однако.

И это, плечи зло. А в целом от поста молодостью еще веет, если понятно о чем я.
avatar
За плечи процент нужно платить. Это, если в разы портфель увеличится, то есть смысл брать, так думаю.
avatar
В общем, неплохо, сумму депо можно закрыть, оставить только проценты.

Много шлака в портфеле.

Только российский рынок — плохо.
avatar
Полезный и интересный контент для сообщества
С возвращением! Рад приветствовать
Смотрю на первый график и там вложено 4550 и на выходе 8839. Пусть с 2014 года рачсет. Выходит заработано в рублях 95%  и за 7 лет это 13,5% годовых. Остальные это дивиденты чтоли?
avatar
GoodBargains, вы просто неправильно считаете доходность. У постоянно пополняемого портфеля.
avatar
Дмитрий, возможно. Но если прямо разделить что сейчас на то что вложено, то выходит так. И такой расчет всем понятен. Никак не выходит 18 процентов годовых по итогу за все время. Полчается игра цифр не более. А если добавить 10 процентов реальной годовой инфляции, то…
avatar
GoodBargains, нельзя так просто делить, простой пример: в начале года вложили 100р, за год заработали 100р, доходность 100%, так можно считать. Но если в последний день года вложили еще 900р, вы начнёте считать доходность за год всего 10%?
Андрей Гордеев, не точно выходит, да, усредненно. Ну а что тогда на каждую сумму и актив высчитывать когкретно нужно выходит и «экстраполировать»?
avatar
GoodBargains, да, приходится рассчитывать средневзвешенную стоимость вложений и вычислять среднегодовую доходность, иначе погрешность может быть очень большой и зависит от характера пополнений
Андрей Гордеев, согласен. Так точнее, конечно. Ну я так прикинул по быстрому
avatar
GoodBargains, он начал со 120 тыщ, с постоянными пополнениями около 48 тыщ в мес, всего вложено 4.5 ляма, сейчас на счёте 8.8 ляма.
18 % годовых получается лучше индекса однако
avatar
в видосика поржал)
Наконец то портфель нормальный
avatar
Биотехнолог, даже уже размер приличный! 
Если теперь сделать +240% за 4-6 лет, то уже гораздо интереснее будет
Тимофей Мартынов, уже скоро мой портфель догонит) но он и вложил нехило
avatar
Биотехнолог, а на интервале лет 20 ваще олигархом станет!
Тимофей Мартынов, да, долгосрочные инвестиции рулят!
avatar
Биотехнолог, это пройдет. Возможно скоро…
avatar
Intrinsic value, подождем…
avatar
средний взнос в месяц составил 51,7 тыс. руб., а если разделить профит на время жизни проекта, то получается, размер профита в среднем в месяц равен 48,7 тыс. руб. Вот такая хорошая математика.
Блин, так это ж ты совсем впроголодь 6 лет жил получается!
во всем себе отказывал!
Тимофей Мартынов, и  падение с 8 до 5 мио… тоже о высоком качестве вложений говорит… походу нет нормальных трейдеров в открытом пространстве… как можно было на ковиде уйти в минус… это просто рай был для трейдеров 9 но их тут нет, одни инвесторы свои портфели на росте рынка показывают, а в момент кризиса… молчат...)
Тарасов Виктор, это да. Почти все, что инвесторы, что трейдеры  - молчком во время сильной просадки. Биохимия-с…
avatar
Тарасов Виктор, глупость.
Он же не трейдер, а инвестор.
И применять к инвестору трейдерские критерии неуместно
Тимофей Мартынов, не согласен. цель любых фин вложений приумножить капитал и не допустить его просадки в разумных пределах....  а называть это инвестором или трейдером дело субъективное   …
Тимофей Мартынов, по графику видно что позиция не управлялась в стадии паники рынков от ковида, т.е. при возможном глобальном снижении рынков ( после кстати 12 летнего роста это было бы логично) капитал уходит в пике ( может даже безвозвратное)… если это называется инвестиции — то *** оно нужно такое ))
Тимофей Мартынов, могу еще проще донести… чем отличается бабушка откладывающая с пенсии 3 000 руб в месяц на ИИс и покупающая акции из индекса моекс  от такого проф управления… по графику видно что ничем… так что в моих словах нет глупости… от слова совсем…
Тарасов Виктор, тогда я бабушка, норм
Тимофей Мартынов, Александр аскет. Жены нет, детей тоже. Из развлечений только книги
avatar
Роман Климов, а вроде жена была? 
avatar
Тимофей Мартынов, а сколько он зарабатывал официально + подработки?
avatar
Grisha_che, он публично не раскрывает
Тимофей Мартынов, и что! Вот Баффет:
— в 25 лет никогда не заправлял соседскую машину, когда брал,
— в 30  первый ребенок спал в ящике из-под комода,
— в 50 взял с дочери расписку за 12 долларов займа,
— в 72 обнаружил, что галстуки не менял 40 лет

Так что, Шадрин, еще надо над собой поработать. И будешь великим НЕХОЧУХОЙ!
avatar
Mike_Z, это прикольно
не знал
Плечи мало кого сделали счастливыми. И раз сегодня при счете 10 лямов есть желание брать плечи, значит оно будет еще сильнее при счете 20 (если счет доживет), и еще сильнее при 30. Но вероятность «остаться в живых» будет все меньше и меньше. Мне нравится Ваш подход, качественный и неторопливый. Но мысли о плечах к хорошему могут и не привести…
P.S., Александр, я забыл, ещё третий момент напряг. Полное отсутствие других рынков и валют. С вашими капиталами валютные активы так и просятся в портфель.
avatar
Предлагаю посмотреть реальную доходность
114822,08/75810,86=1,5146 или 51,5% за 7 лет
(1,515)^(1/7)=1,061 или 6,1 % годовых в долларах 
Сравним с S&P500 с это же время 3585,15/1685,73=2,13 или 213% за 7 лет
(2,13)^(1/7)=1,114 или 11,4 % годовых в долларах
На сколько я помню Баффет давал совет покупать на 80 или 95% от всей котлеты индекс  S&P500, выводы делайте сами.
avatar
Оби-Ван Каннабис, и вы тоже...
Попытайтесь вначале осилить хотя бы верный расчет доходности, а лишь потом инвестсоветы задним умом раздавайте.
avatar
Диверсификация нужна инвестору, который ничего не знает, она не нужна профессионалу.

Инвестирование — это работа с неопределённостью, на месте Баффета неудивительно говорить подобное, когда ты — инсайдер в своих инвестициях, ясен день, что ты понимаешь как там всё устроено «от и до». У кого здесь уровень осведомлённости в объектах инвестиций сравним с Баффетовским?

avatar
Александр, где-то читал в ваших статьях или комментах, что начинали свой путь с ведением в динамике отчетностей рассматриваемых компаний? Было такое? Если да, то сейчас бросили это дело? И почему?
avatar
Очень все хорошо показано и рассказано. Спасибо.
avatar
Попадание в Арсагеру на самом деле крутейший и ценнейший опыт для вас! Мало у кого есть здесь такой опыт.Именно в это время вы и были настоящим инвестором, а ля Бафф))И понятно головокружение от работы в Арсагере и вхождении в её совдир.
avatar
1. Да, неплохо по 50 тыр. вносить каждый месяц. Такими темпами действительно быстро капитал копится..
2. Это где-же тебе плечо под 13% годовых выдали?
avatar
Алексей, если капитал больше 5 лямов или плечевую комсу на обороте хорошо генерите, то могу помочь получить в втб-брокере вообще 11%.
avatar
Алексей, ПСБ
спасибо. лучше чем про опционы бесконечные читать рандомные наборы непонятных слов.
avatar
Цикличность сжимается — там считай мало на 10 летнем периоде
Молодец!

PS
«Не проигрывает в шахматах тот, кто не играет в шахматы»
avatar
Расписано красиво, но ничего особеного нет. Купив любые нормальные бумаги в 2018 рост был бы не меньше. Но интересно посмотреть, когда рынок будет во флете или падении хотя бы лет пят. Инвесторы, как мамонты вымрут 90%))
avatar
Есть две опции: изображать дартаньяна со своим путём в инвестициях, либо повторять путь гур типа малышка, благо шарят на халяву инфу, второй вариант сильно прибыльнее по моему опыту
Иван Файртрейдов, сомнительная тема. Специально эксперимент ставил на пол года. Как сейчас помню купил распадскую когда малышок ее сильно расхваливал к покупке, в итоге его прогнозы не сбылись в заявленный срок.
avatar
Александр non, полгода вообще не срок, я на распаде норм заработал, сроки в инвестициях всегда прикидочные
Я вот тоже смотря уже пару лет на структуру портфеля Малышка не могу понять откда там оглашаемые им сверхдоходности.
avatar
Дмитрий, ну он спекулит вроде, я свои 33 проц в этот год и 25 в 19 унес, отчасти из за малышковских рекомендаций, Америку он вообще дно поймал
Александр, спасибо за отличный пост. Вложения не включают дивиденды и купоны? Доля металлургов в портфеле невысока, почему так?
Андрей Гордеев, вложения — это новые инвестиции только. Видимо, уже ушли вверх без меня почти все металлурги. Лишь ММК покупаю сейчас. 
Александр, пардон если упустил эту инфу — какой CAGR в долларах c начала инвестирования?
P.S. Инвестирование только в Российские акции — путь к финансовой катастрофе 
avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), это больное место, даже не стал считать в этот раз. 

Александр Шадрин, Александр, но это же ужасно — я посмотрел на курс доллара с того времени, как Вы начали инвестировать, и вы в лучшем случае остались при своих, если в долларах
Надо с этим что-то делать, нельзя же так упорно продолжать покупать российские компании, я это вам еще 5 лет назад говорил

P.S. Самое прикольное, что компания PH, которую я упомянул для примера в том посте, тогда стоила 98 долл за акцию, сейчас 266, рост 174 % или CAGR 22% в год в долларах! Not too shabby

avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), посмотрел на курс доллара с того времени, как Вы начали инвестировать, и вы в лучшем случае остались при своих, если в долларах

нет, там же в посте есть график в долларах, я посчитал профит в долларах, но не стал считать доходность

Александр Шадрин, Понял !
То есть, за все время с 2013 года внесено около 75 килодолларов, и заработано почти 40 

avatar
Андрей Л. (Гуру Хренов), да
Забавно, большинство из ныне активных пользователей Смартлаба даже и не знают про «дело в Говне». Многие забыли, но не все!
Лично я помню и моё отношение к автору не изменилось!

Дело не в том, что я злопамятный, а в том, что Александр не принёс публичные извинения Тимофею здесь на ресурсе =/…
Антон Денисков (Fry), по замечанию:
Дело не в том,… что Александр не принёс публичные извинения Тимофею здесь на ресурсе =/…

Итоговым решением суда интересовались, кто и кому должен принести?
avatar
Vlad7, ну, слава Богу, личное отношение к человеку устанавливает не суд. ;) 
Антон Денисков (Fry), я в суд на Тимофея не подавал, это не мое решение, Тимофей об этом знает. 
Антон Денисков (Fry), а что там писал Тимофей не сохранилось?
avatar
Антон Денисков (Fry), а нельзя считать, что они уже обнялись под этим топиком?
Вестников (Витковский), считать можно. Но я останусь при своём мнении. Всё же просто:
Увижу описание той ситуации без выгораживания себя любимого и юрлица, увижу публичное извинение — респект вернётся.
Нет — не вернётся.
И я понимаю, что на мой респект по большому счёту насрать. Ну так и взаимно же должно быть, верно?
Антон Денисков (Fry), да верно, конечно. 
Лично я инвесторов не люблю почти так же как опционщиков. 
Вестников (Витковский), ахахаха =) люблю Ваши шутки! =)))
очень странный портфель.
только дата регистрации человека на ресурсе
удерживает от закрывания темы без анализа. 
 Александр Шадрин, дабы разговор поддержать:
С июля 2020 г. – руководитель аналитической службы УК «ДоходЪ»
При устройстве в это место интересовались, что стало с прежним руководитель аналитической службы УК «ДоходЪ»?

Руководство УК «ДоходЪ» в курсе, какие карикатурки Вы у себя постили, во время срыва, на своего прежнего руководителя?
avatar
Vlad7, я знаком с прежним руководителем, в курсе всего.
про какие карикатурки вы пишете? поясните
Александр Шадрин, из того что запомнилось: о семенах морковных, про лисичку с дивидендами, про опоздания, про девушку, трудовые навыки которой, в некоторый момент оценили выше чем у Вас.

Нынешнее руководство УК «ДоходЪ» поставили в известность, что личным качествам присущи, в т.ч., неуравновешенность, несдержанность, вспыльчивость, завышенная самооценка, неблагодарность, желание сохранить конфликт интересов (ведение личного портфеля/рекомендации по рынку)?
avatar
Vlad7, а с чего вы взяли что это было про какую-то конкретную компанию? и у меня был какой-то срыв?

люди зачастую придумывают, то чего нет.
Александр Шадрин, предлагаю считать что показалось, как и зарок впредь перестать публично публиковать свой портфель. ;)
avatar
Vlad7, с чего это?
Мерзко. Столько лет говорилось ровно противоположное относительно акций УК и особенно паев. Такое неуважение и неблагодарность как к своим коллегам, с которыми проработал несколько лет, так и к подписчикам. Ветреные ценности. Личная обида затмила рассудок. 
avatar
UstyuzhaninLeon, ну а третий год подряд показывать результаты хуже рынка это тоже не очень. Вот и я буду гасить паи арсы ибо ждуном быть надоело.
avatar
Александр non, по моему мнению, если альфы давно нет, то вероятность, что она будет увеличивается. 
avatar
Как вычисляете необходимый итоговый капитал? В смысле какой процент от капитала планируете изымать «на пенсии»?
avatar
UnembossedName, Желательно не более 4-5 процентов в год. 
avatar
UstyuzhaninLeon, меня интересовало мнение автора. Своё то у меня есть и это скорее 3.5% при большой доле акций
avatar
UnembossedName, 4%, как Норвежский пенсионный фонд)
Александр Шадрин, в том то и дело, многие из-за исторически нихких ставок по всему миру опасаются, что safe withdrawal rate теперь скорее 3-3.5%, чем 4.
Другое дело, вы уверены в своей альфе так, что если все случится, то вам можно и 5%, я бы не стал на это закладываться, но хозяин-барин.
avatar
UnembossedName, а почему на пенсии не жить на изымаемый среднеарифметич. генерируемый ранее процент. За вычетом инфляции, разумеется, чтобы капитал не уменьшался не только в номинале, но и в реале.
Посему вопрос: откуда там лишь 3,5%, при долгосрочном среднегодовом у спая в 9% при инфляции в долларе 2%?
А уж у тех, кто на всей дистанции перформит ощутимо выше индекса, то можно безопасно выводить и настолько же поболее этих расчетных 7%. (это я даже не говоря, что есть немало инвесторов бездетных или просто не желающих оставлять капитал никому в наследство)
avatar
Дмитрий, о вам надо почитать про Safe Withdrawal Rate.
Даже при доходности 7%, вам придется когда-то изымать на дне индекса. И из-за этого безопасное извлечение куда меньше.
К тому же, нужно иметь специфический материал яиц, чтобы на «пенсии» быть 100% в акциях.
avatar
UnembossedName, спасибо за инфу!
Только как капитал может кончиться? Ведь 7% конечно динамические, а не от условного пика 2000 года. Т.е. в каждый год 7% от текущего размера портфеля. Плюс можно делать также, как живу я сейчас — в сильнопрофитные года изымать побольше, а в слабопрофитные поменьше. При стабильном уровне потребления эти излишки будут дополнять недостающее. Они у меня на расчетный вклад идут, чтобы компенсить инфляцию.
И эти изьятия из портфеля у меня скользящие — я всегда забираю лишь в профитные месяцы и обычно столько, чтобы денежная подушка сохранялась размером не меньше моего годового уровня потребления. Т.о. при обвальных просадках длительностью аж до года я могу не продавать на лоях вообще ничего из бумаг, кормясь лишь имеющейся подушкой. Иных источников дохода у меня как раз тоже не имеется, почти как у наших пенсионеров.
avatar
Дмитрий, обычно когда говорят про безопасную ставку изъятия речь именно о проценте от капитала на момент начала изъятий, а не динамически.

Если вы снимаете только в профитные месяцы, то может так случиться, что подушка кончится.
avatar
UnembossedName, конечно может кончиться. Я это задним числом моделировал исходя из динамики в 2008м, когда меня на фонде ещё не было.
Но даже тогда это было бы ничуть не фатально. При тех же 7% от сиюминутного капитала. Именно поэтому я и использую опис.схему.
avatar
Дмитрий, дело в том, что 7% от сиюминутного капитала может быть вот таким.
Деньги не кончились конечно, но в первый год вы жили на 7 тысяч баксов, а в другие чаще на 2-3 (цифры условные, капитал принял равным 100К баксов)



Не, если 2-3 хватает, то хорошо, типа просто покутил, когда денег много было. Но это не самый худший сценарий. Обычно безопасное снятие считают с той целью, что знают, сколько денег минимум надо. В системе «7% от актуального капитала» никакого минимума нет.



avatar
UnembossedName, вы правы — так минимума конечно нет. Но ведь и максимальных ограничений тоже, если есть сверхопасения. В этом случае просто в ранеепредшествующие профитные периоды можно решить изымать не годовую подушку, а двухгодовую или даже ещё больше. Хотя лично я на это не иду потому что постепенно перехожу в долларовые активы, где общие кризисы проходят с меньшим падением. А излишняя для меня подушка повышает долю незадействованных на фонде средств, снижая общую эффективность капитала. Но опасающимся — рекомендую.
Но, конечно, лишь в том случае, когда никакого стороннего источника дохода не имеется.
П.С. А в таблице выше, судя по таким скромным цифрам изьятий, вы точно доходность именно S&P-500 NTR в качестве основы использовали? А то у меня подозрение, что это либо что-то иное или в таблице весьма явная ошибка накапливается.
avatar
Дмитрий, да, там полная доходность. Просто период ужасный для SP500. Изъятия с поправкой на инфляцию в баксе.
Так как инфляция последняя время примерно равна дивдоходности индекса, то и кажется, что индекс без дивов. Там еще комиссий нет)
avatar
Дмитрий, ну и да, SWR 4% была вычислена из классических соотношений вроде 70/30 именно на американском рынке. Тупо потому, что по нему есть длинная история и можно протестить с конца XIX века.
avatar
UnembossedName, да, я понял что эти рассчеты именно от американцев. Но вот цифры из таблы всё равно смущают, зная насколько отрос рынок в т.ч. и против хая 2000го.
Подскажите, вы в точности с какой даты делаете начальный расчёт? Я на досуге перечту и для себя тоже. А то уже стало интересно, ибо по пиковоу 2007му такого негатива у меня не выходит.
avatar
Дмитрий, 2007й не интересен, потому что через 2 года после него начался один из величайших бычьих рынков в США.
А вот годы топтания на месте 2000-2008 с постоянным изъятием и тем более аж 7% превратили бы такой портфель в труху уже в 2008м.
Изучайте здесь
capital-gain.ru/app/#/backtest/?values=eyJpbml0aWFsU3VtIjoxMDAwMDAsImluaXRpYWxTdW1DdXJyZW5jeSI6InVzZCIsImFkanVzdG1lbnRUeXBlIjoid2l0aGRyYXdhbCIsImFkanVzdG1lbnRWYWx1ZSI6NzAwMCwiYWRqdXN0bWVudENhcCI6IiIsImFkanVzdG1lbnRJbmZsYXRpb24iOnRydWUsInJlYmFsYW5jZSI6dHJ1ZSwicmVhbFJldHVybiI6dHJ1ZSwic3RhcnRZZWFyIjoiMjAwMCIsImVuZFllYXIiOjIwMTksIndlaWdodHMiOlt7InVzYSI6MTAwfSx7InVzYSI6ODAsInVzdGxvbmciOjIwfSx7InVzYSI6NjAsInVzdGxvbmciOjQwfV0sImV4cGVuc2VzIjp7fX0%253D

Или здесь
https://www.portfoliovisualizer.com/backtest-asset-class-allocation?s=y&mode=1&timePeriod=4&startYear=2000&firstMonth=1&endYear=2020&lastMonth=12&calendarAligned=true&includeYTD=false&initialAmount=1000000&annualOperation=2&annualAdjustment=70000&inflationAdjusted=true&annualPercentage=0.0&frequency=4&rebalanceType=1&absoluteDeviation=5.0&relativeDeviation=25.0&portfolioNames=false&portfolioName1=Portfolio+1&portfolioName2=Portfolio+2&portfolioName3=Portfolio+3&asset1=TotalStockMarket&allocation1_1=100&allocation1_2=80&allocation1_3=60&asset2=TotalBond&allocation2_2=20&allocation2_3=40
avatar
UnembossedName, ОК, спасибо за вторую ссылку!
Но, только я вас умоляю, чего там «величайшего»?
Не далее как до того же 2000-го спай пёр как на дрожжах аж 20 лет кряду почти без просадок. Причём весь, а не только хайтек как в текущее десятилетие, который и является единственным локомотивом для всей планеты (сопсна лишь поэтому я в него(IT) и сам переложился, хотя экспертность пока имею лишь по российским эмитентам и полный нуб в зарубежных).
avatar
Дмитрий, не понял, а первая чем не угодила?
По воводу предыдущих 20 лет. Там инфляция была другая, соответственно реальная доходность не такая шоколадная, как может казаться.
avatar
UnembossedName, да обе угодили. Но две лучше одной 😉
Что касается инфляции, то даже с её вычетом, тогда было всё не менее впечатляющим чем нынешнее десятилетие.
А если логично вычесть банальный отскоковый импульс 2009го, то наверно и куда лучше.
Так то я говоря про 7% изьятия ориентируюсь на именно среднюю долговр. доху спая. Вы же, настаивая на 4% — берете исключительно самый безрисковый вариант. Иллюстрируя его входом именно на пике. Какова вероятность последнего? Конечно ненулевая. Но и не значительная. Ниже 10%, если брать прошлую статистику обвалов, гласящую о оных раз в 10...15 лет.
Ну сопсна именно поэтому я и призываю держать подушку неуменьшаемой, т.е. пополнять её до годового размера не раз в год, а почти ежемесячно, а конкретнее после каждого профитного месяца докладывать, полностью возмещая расходуемое. А в минусовые не изымать вовсе.
Это дополнительно защитит от продаж на лоях. Временно.
avatar
Дмитрий, ставка в 4% потому и считается безопасной, что риск проесть капитал за 30 лет около 1%.
При ставке 7% такая вероятность оценивается как 50%.

Вычислено на исторических данных.
Запилю пост про это вскоре.
avatar
UnembossedName, причины то я понял, конечно.
Но вот про 50%… Ну разве что начнётся цикл роста ставок. Которого ещё минимум три года обещали не начинать.
А вообще — спасибо вам за интересную дискуссию!
avatar
Дмитрий, нет, 50% — это значит, что на исторических котировках в 50% разных «выходов», капитал бы кончился ранее 30 лет.
Там главное, ну то есть зайти перед падением — это вообще беда.
У вас портфель может упасть на 30%, а вы еще его изъятием добиваете, несколько лет падения и изъятий снижают последующую базу для восстановительного роста очень сильно.
avatar
UnembossedName, я понял что 50% — это вероятность полного слива портфеля, а не размер едимоментного падения.

avatar
Дмитрий, запилил таки пост https://smart-lab.ru/blog/659247.php 
avatar
UstyuzhaninLeon, мой блог, выражаю лишь своё мнение, оно может меняться, особенно когда слова не совпадают с действиями, вот и пришло разочарование. Касаемо, компании, написал только про свои инвестиции, и с точки зрения своих инвестиций, постарался ссор не выносить. Спасибо им за всё хорошее и плохое. Стал умнее и мудрее)))
кройся… а то ведь опять все сольешь
Михаил Алексеев, прям как моя мама говоришь))
Александр Шадрин, мама плохого не посоветует
Александр для долгосрочника наличие плеча даже 1.2 -это фактически приговор.Потому что за 10-30 лет будет событие которое обнулит даже такое «безопасное» плечо.Агрессивную позицию ведь можно делать не обязательно плечом, можно и долей Кеша в проц 15-20.Выкупая проливы и сдавая на возврате к хаю и.т.д. И на иис что бы неплатить налог.Конечно «Элвис» он заразителен… но это все чревато имхо.
avatar
Робот Бендер, в кэше деньги для выкупов пролиов держать нельзя. Это давно доказанное заблужление.
Именно поэтому почти все инвестфонды исповедуют принцип «полного вложения» в каждый момент времени.
avatar
Дмитрий, Все можно мы не фонды...
Амеро рынок аптрендовый, рос рынок имеет
Много боковой компаненты.Я не кого не агитирую, мне параллельно.обычно как раз коротких облиг и не хватает…
avatar
Норникель, почему не в портфеле?
avatar
4Give, через РУСАЛ его «покупаю»
Александр Шадрин, почему в портфеле нет зарубежных акций? 
avatar
aka_zubr, не дорос 
Дозод наконец получит адекватную аналитику!
avatar
долгосрочные инвестиции — это верный выбор для накопления капитала. Слежу / читаю за вашим проектом с самого его начала — спасибо, что делитесь своими мыслями и результатами
avatar
Александр, приветствую вас. Совершенно случайно на вас наткнулся и очень рад наконец-то пообщаться на просторах Смартлаба именно с настоящим инвестором! Признаюсь, скучновато было, когда вокруг одни спекулянты. Они мыслят иначе. В целом согласен с вашей логикой. Меня в вашем посте (это первый ваш пост, который я читаю) напрягло пожалуй 2 момента только: во первых, очень большой портфель и во вторых, ваш план покупать на плечи. Плечи я для себя исключаю полностью, большой портфель не так страшно, хотя я не вижу смысла так сильно размывать доходность и дивиденды. Ну как то так, буду дальше вас читать. Желаю вам больших успехов в инвестициях!
avatar
Вася Баффет, вообще то у нас тут инвесторов немало пишет.
Причем фундаменталистов, а не просто пассивных етфников.
avatar
И ещё удивляет отсутствие валютных активов. Вот это серьезный недостаток портфеля, на мой взгляд.
avatar
Вася Баффет, 
вы активы посмотрите, там половина будет рада доллару по 100 и удвоится 
avatar
Скажите, у Вас много акций неликвидных.Второго, третьего эшелона и еще ниже.Они же неликвидные совсем.Как их продать? Например Сбербанк брокер многими такими акциями не торгует.
avatar
Надо сравнить с ETF FXUS, предполагаю что вы в минусе относительно него последние пару лет.
 кстати, нет скриншотов брокерских счетов, только таблички в EXCEL ) где же скриншоты??
Отлично, Александр! С возвращением!
avatar
Я помню Шадрина. Хорошо воспитанный наглец. Часто чужие идеи выдает за свои. В свое время я ловил его на нечистоплотности. Даже та же история подачи в суд на Мартына о многом говорит. Будьте осторожны в общении с ним.
Мартын, а ты ему денег даешь в размере 1100 рублей даже.  Неужели забыл все или причина  поддержать и раскрутить сайт важнее обиды, для чего можно заключать договор и даже с дьяволом?!
avatar
Хороший телефон для фото(оно плохое) так и не смог купить))
avatar
Спасибо за пост, очень интересно. Начал инвестировать с середины 2017 года, результат схожий 23% годовых в среднем, но девальвация съела много, в долларах 7,5% годовых, капитал чуть-чуть меньше. Ключевые контрагенты схожи, пользуюсь только своими средствами, 15% облигации, ок. 40% активов в долларах. Считаю себя глубоким новичком в инвестировании и заглядываю в портфель раз в пару месяцев. Очень понравился Ваш подход с показателем результата как разница с Индекс МосБиржи.  Помогите пожалуйста, нужны удобные средства контроля показателей портфеля, несколько брокерских счетов. Что используете?
avatar
ROF, только эксель
Александр Шадрин, спасибо. Каким образом информация обновляется? Не руками же вбиваете. Сделал большой файл эксель, но информация страшно долго обновляется. 
avatar
ROF, с отчета брокера (в экселе) копирую котировки и вставляю в таблицу, а шаблон всё считает. 
Шадрин, главное успеть фиксануться перед 2024. Чую крадется п… ц, хоть виден пока издалека

PS: я тоже сейчас заинвестирован по самые булки
avatar
Отличные результаты
avatar
Почему КуйбышевАзот ао, а не преф?
avatar

теги блога Александр Шадрин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн