Блог им. KDvinsky

Будущее электромобилей в России

Отношение к перспективам массового внедрения электромобилей в нашей стране зачастую является скептическим. Раньше я тоже так считал. Аргументы были, в принципе, стереотипными. Это непригодные климатические условия, нецелесообразность заряжать автомобили, когда есть доступ к дешевому (по мировым меркам) топливу. И, конечно, политическая подоплека — агрессивное насаждение Западом электромобилей как неотъемлемой составляющей «зеленой повестки».

Летом прошлого года я сильно погрузился в изучение данной темы (заодно затронул т.н. возобновляемые источники энергии). Тем более был финансовый интерес. Забегая вперед, скажу, что по итогам практически непрерывного двухнедельного анализа принял решение инвестировать в компанию, занимающуюся развитием инфраструктуры для электротранспорта. Это молодая компания Hyper. Сейчас её акции купить уже невозможно, так как раунд pre-IPO закрыт, поэтому не сочтите за рекламу, взять все равно ничего уже не получится даже при желании :)

Будущее электромобилей в России

Действительно, электромобили были вписаны в «зеленую повестку» Запада, но, во-первых, как элемент создаваемой цепочки, которая начинается с ВИЭ. Во-вторых, через «зеленые» технологии Запад хотел дать импульс развитию собственной стагнирующей промышленности, как это было в 70-е годы с темой энергосбережения и энергоэффективности.

Индустрию электромобилей активно развивает и Китай. За 2023 год их доля в продажах составила 37%! Но у Пекина целеполагание другое. Поднебесная стремится сократить любую зависимость от внешнего мира настолько, насколько это возможно. Автомобили с ДВС требуют импорта нефти и нефтепродуктов. Понятно, что электроэнергию тоже из чего-то производят, но здесь Китай делает ставку на газ из, по нашей терминологии, дружественных стран, на атомную промышленность и, вы удивитесь, на возобновляемую энергетику. Последняя функционирует в Китае замкнутым циклом. Сами произвели панели, сами получили электроэнергию. Дороже, зато своё.

В общем, Китай перехватил тему электромобилей у Запада. Что же в России? Многие удивятся, но нашей промышленности произвести качественный электромобиль легче, чем классический автомобиль с ДВС. Отсюда такие амбициозные планы того же КАМАЗа по выпуску 100 тысяч в год электромобилей «Атом». Запускает во втором квартале производство e-Largus «АвтоВАЗ». Соответствующие планы есть у «Москвича» и Evolute.

Собственно успешное внедрение электробусов КАМАЗа и ГАЗа во многие города России всё это подтверждает. Технологии развиваются, в климатических условиях средней полосы страны, не говоря уже о юге, особых проблем сейчас нет. Плюс «Росатом» строит в Калининградской области завод по производству литий-ионных батарей. Тот самый технологический суверенитет.

Аргумент «зачем нам электромобили, когда в стране много нефти» состоятельным также не является. Частично я на него ответил в абзаце про Китай. Электроэнергия тоже из чего-то производится. В нашем случае из такого же нашего газа или же на наших атомных и гидро электростанциях. Принципиальной разницы здесь нет. По мировым меркам у нас дешевый и бензин, и электроэнергия. А вот строить ветряки и солнечные станции, за исключением отдельных районов, действительно, абсурдно. Здесь уже ситуация обратная, но останавливаться на ней сейчас не буду.

Теперь важное замечание. Из всего вышеизложенного не должно сложиться впечатление, что электромобили — будущий транспорт России. Вовсе нет. В обозримой перспективе таковым он не станет, да и смысла в этом особого нет. Но списывать его со счетом уже нельзя. Электромобили займут (уже занимают) свою нишу. На текущем этапе это общественный транспорт, на втором — рынок такси и каршеринга, на третьем — уже определенная доля личного транспорта. Последнее будет актуально в основном для городов-миллионников, где развивается необходимая инфраструктура. Но совокупно все вместе это достаточно большой рынок.

Общий вывод тех аналитических материалов, которые я изучал, заключается в том, что к 2030 году электромобили будут занимать порядка 10% от продаж новых легковушек. Надо сказать, что это приличная доля. В цифрах — 150-200 тыс единиц в год. Но даже опираясь на текущие темпы роста продаж уже нельзя отмахнуться и сказать, что электромобили никогда не приживутся в России. Рынок начал формироваться в прошлом году. Даже в 2021 г цифры были весьма скромные. Сейчас же происходит следующее:

Будущее электромобилей в России

За январь-февраль 2024 года продажи выросли в 3,72 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Да, была низкая база. Но суммарно только за два месяца мы имеем практически 3,4 тыс единиц (в основном покупают китайский Zeekr). Доля в феврале — 1,8%. По году прогнозируются продажи в объеме плюс-минус 30 тыс штук. Это уже будет под 2,5%. С такими темпами выйти на 10% вполне реально. Тем более, когда разгонится производство отечественных электромобилей, продажи которых правительство наверняка будет стимулировать субсидиями.

В общем, свою нишу (и немалую) электромобили займут. Это уже очевидный факт. Если основу продаж будут составлять отечественные марки, как сейчас по общественному транспорту, то ничего плохого в этом не вижу. Наоборот, хороший драйвер развития для нашей индустрии автомобилестроения.



17 комментариев
Размер страны не позволяет электромобилям существовать. Внутри города сгонять за хлебом- да, по типу игрушки на батарейках внутри квартиры. Для просторов страны электро-игрушки никак не подходят.
Диванный аналитик-практик, да. Но очень много автомобилей не выезжают из городов, кружась вокруг хлебных магазинов. У нас в семье два автомобиля: мой проехал полстраны, жена ездит по кругу работа-школа-дом. Получается, что мне электромобиль не подходит, а ей теоретически подходит. 
avatar
Антон, Попробуйте подключить к аккумулятору обогреватель и поймете, что зимой его высосет обогреватель очень быстро и на питание моторчика машинки совсем не хватит энергии. Эти игрушки для теплого климата или ездить в толстых шубах и варежках с замерзшими стеклами.

У меня в УАЗе печка 3.5 Квт. жидкостная, с завода штатная, от тепла двигателя работает. Такая мощность в электрокаре найдется для отопления салона? При стоянии в пробке электрокары зимой будут оставаться обездвиженными  неожиданно для ездоков в ней, ведь невозможно просчитать время в пробке и расход электричества на отопление.
Диванный аналитик-практик, живу там, где нет пробок. Морозы есть, конечно, но расстояния небольшие, моя бензиновая только-только успевает прогреть салон, как я приехал.
avatar
Диванный аналитик-практик, цены на литиевые акб падают каждый год… т.е достаточно будет увеличить акб в 2 раза чтоб россия тоже поехала
avatar
ves2010, В начале 20 века уже были электро-машины, но куклобесы владеющие нефтью всё зарубили, а теперь опять эти игры с машинками от батарейки. Дадут поиграться и снова всё запретят.
ves2010, они на морозе не заряжаются и, более того, заряд не держат. 
А те, которые заряжаются и держат, имеют меньшую емкость.
Я бы купил дешевый эл.мобиль с запасом хода на 100 км. Для поездок внутри города, в добавление к СУВ. Но нет сейчас ничего и близко в продаже. Гибрид тоже бы взял, но там цены явно вздуты. 
avatar
SergeyJu, номально там все… счас делают прогрев акб… вообще есть норвегия и финка с ее климатом где большой опыт эксплуатации электричек…
avatar
ves2010, в атоме вроде как предусмотрено термостатирование. Посмотрим. Несколько раз в этом году встречал теслу, которая карабкалась по нашим  плохо чищенным дорогом. Смотреть страшно и противно. Подозреваю, что её держат в гараже, а не на морозе. 
avatar

Диванный аналитик-практик, 

по типу игрушки на батарейках внутри квартиры.

 

ничего большего от них и не требуеца.


 

jaśnie wielmożny pan Szczur, Кабриолеты без печки тогда нужно выпускать, мягкая крыша от дождя и всё.
Диванный аналитик-практик, так были же))
Наличие машин и квартир будет в бедности качественного потребления
avatar

удивительно годный пост аднака!))

 

проблема в том, что массовых «кабиненроллеров» пока нет.

ну ничо, Уганда брацкий народ в беде не оставит.

news.drom.ru/89246.html


 

Кстати, почитал про Атом. Это опять не массовый сегмент. Уже по ТЗ видно, завышена мощность и ускорение. 
avatar
Мой приятель купил в прошлом году новую теслу, поездил немного и осенью заложил её в ломбард, поставив на стоянку. Недавно, по прошествии 5 месяцев, выкупил, просто сел в неё и поехал, очистив предварительно от снега
avatar

теги блога Константин Двинский

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн