Блог им. Nordstream

Росатом по-прежнему снабжает 1/4 из 92 американских ядерных реакторов и десятки других электростанций в Европе и Азии — Bloomberg

В отдаленном пыльном уголке Нью-Мексико, — так близко к границе с Техасом, что если вы подойдете слишком близко, ваш смартфон поменяет часовые пояса, — находится нетронутая фабрика, которая является лучшим шансом для США избавиться от урановой зависимости от России. Возле завода Urenco стоимостью 5 миллиардов долларов в Юнисе кактусы и ящерицы греются под палящим солнечным светом под наблюдением тяжеловооруженной охраны. Внутри предприятие безупречно чистое, с блестящим, отполированным оборудованием, которое выглядит совершенно новым, хотя часть оборудования находится в эксплуатации уже много лет. Сотни центрифуг, каждая высотой не менее 20 футов, вращаются со сверхзвуковой скоростью и производят пронзительный вой, который разносится по огромному залу, где ониотделяют изотопы урана, необходимые для производства топлива для атомных электростанцийПо соображениям безопасности части трубопроводов, соединяющих машины Юнис, защищены от любопытных посетителей.

Завод обеспечивает около трети потребности США в обогащенном уране и находится в процессе увеличения производства на 15%. Это центральный элемент трансатлантического проекта по возобновлению производства топлива для снабжения парка ядерных реакторов Запада, стержня энергетической безопасности и усилий по сокращению выбросов углекислого газа. 

Urenco Ltd. — единственный коммерческий поставщик обогащенного урана в Северной Америке. В настоящее время около половины мировых поставок поступает из России, что является неудобной реальностью для лидеров США и Европы после вторжения Москвы в Украину.

Высокий уровень безопасности легко понять. Рецепт изготовления ядерного топлива — один из самых охраняемых секретов человечества: его технология двойного назначения означает, что те же методы питания реакторов применимы и для создания бомб. В течение многих лет США отказывались делиться или передавать технологии производства топлива, впервые разработанные для Манхэттенского проекта в 1940-х годах, в результате которого были сброшены бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. Но теперь Вашингтон призывает больше стран развивать этот потенциал.

Поводом для такого изменения взглядов стало нападение на Украину. Спустя примерно 18 месяцев корпорация «Росатом» — контролируемая Кремлем ядерная группа — по-прежнему остается крупнейшим в мире производителем урана. Он по-прежнему снабжает почти четверть из 92 американских ядерных реакторов и десятки других электростанций в Европе и Азии.

Западные правительства избегают санкций против «Росатома», потому что это рискует нанести больший ущерб их собственной ядерной промышленности и экономике, чем экономике Владимира Путина.

«Мы несем издержки чрезмерной зависимости от России в области ядерного топлива», — сказал Пранай Вадди, советник Белого дома по ядерной тематике в Совете национальной безопасности. «И это не только мы, это весь мир».

Восстановление топливного цикла Северной Америки и наращивание мощности европейских поставщиков — масштабная задача. Недавний переворот в Нигере, который обладает около 5% мировых запасов урана и долгое время был важным поставщиком для бывшего колониального правителя Франции, подчеркивает геополитические ставки, присущие этому бизнесу.

Национальное коммунальное предприятие Южной Африки, Eskom Holdings SOC Ltd., допустило истечение срока действия торгового соглашения с США в декабре, а затем подписало соглашение с Россией о совместном производстве ядерного топлива, что является частью инициативы по восстановлению собственного топливного цикла африканской страны.

Если западные страны потерпят неудачу в попытке восстановить сектор, они столкнутся с рядом неприятных вариантов. Они могли бы продолжать полагаться на «Росатом», предполагая, что Москва по-прежнему готова вести бизнес. Но учитывая, что большинство энергокомпаний хранят запасы топлива только на 18 месяцев, если Россия прекратит продажи, существующие реакторы, возможно, придется начать отключать из-за отсутствия альтернативных поставок.

Запланированное расширение мощностей в Нью-Мексико для увеличения мощности будет завершено в 2027 году, и в сочетании с наращиванием мощности материнской компании в Европе этого будет достаточно, чтобы покрыть долю Росатома на американском рынке, сказала Карен Фили, главный исполнительный директор Росатома. Американская дочерняя компания Urenco, не раскрывая стоимость расширения Юнис.

Европа получает около 30% своего обогащенного урана из России.

Росатом интегрировал все звенья ядерно-топливного цикла от начала до конца внутри России. На данный момент западные правительства и компании взяли на себя около 20 миллиардов инвестиций, включая Юнис, а также новые обязательства по повторению достижений Росатома, но это по-прежнему выглядит как сложная головоломка, включающая добычу полезных ископаемых и конверсию в Канаде, где единственное предприятие по обогащению находится в собственности США. 

Кремль высмеял эти усилия. «Соглашение выглядит как попытка создать монстра Франкенштейна», — заявил Росатом в своем июньском информационном бюллетене. «История показывает, что до сих пор функционировали только отдельные части этого «монстра цепочки поставок».

Западу все равно может потребоваться пять лет, чтобы отвыкнуть от Росатома, сказал Дэн Понеман, бывший заместитель министра энергетики США, а сейчас главный исполнительный директор Centrus Energy Corp. Компания, базирующаяся в Мэриленде, развивает завод стоимостью 150 миллионов долларов по производству нового типа уранового топлива для ядерных реакторов следующего поколения.

«Нероссийского обогащения недостаточно, чтобы питать мировые реакторы», — сказал он, даже несмотря на то, что Urenco увеличила долю Юнис на 15%. «Это даже не близко».

Urenco является вторым по величине обогатительным предприятием с долей мирового рынка около 30% и половиной рынка США. Она вошла в этот сектор в середине 1970-х годов, когда в отрасли по обогащению урана доминировали американские и российские инженеры, целью которых была переработка и накопление огромных объемов тяжелого металла для боеголовок. Центрифуги Urenco в Европе являются одними из немногих за пределами России, которые все еще работают со времен холодной войны.

Последний принадлежащий США коммерческий завод по обогащению в Падуке, штат Кентукки, закрылся в 2013 году после более чем 60 лет работы. Эта потеря мощностей в сочетании с растущим отвращением к атомной энергетике, последовавшим за аварией на японской АЭС «Фукусима-дайити» в 2011 году, способствовала большей зависимости от «Росатома», даже после того, как Россия аннексировала Крым в 2014 году.

Но Россия не просто подпитывает вчерашние проекты, она также обеспечивает безопасность завтрашних клиентов, строя атомные электростанции в Китае, Индии, Египте, Турции и Бангладеш, которые на протяжении десятилетий связаны контрактами Росатома на поставку топливаИз-за аспектов и сложности национальной безопасности производители ядерного топлива, как правило, контролируются государством. Так обстоит дело в Китае, Европе и России. По оценкам аналитиков, Иран, относительно новый член клуба по обогащению урана, потратил более 13 миллиардов долларов только на затраты на инфраструктуру, чтобы присоединиться к нему.

Росатом по-прежнему снабжает 1/4 из 92 американских ядерных реакторов и десятки других электростанций в Европе и Азии — Bloomberg

Тем не менее, это не особенно крупный бизнес, по крайней мере, если принять во внимание его стратегическую важность. В прошлом году Urenco получила прибыль в размере 427 миллионов евро (463 миллиона долларов США) при объеме продаж в 1,7 миллиарда евро. Реальная ценность атомных электростанций заключается в том, что они остаются в эксплуатации на протяжении десятилетий, приводят к длительным международным отношениям и рассматриваются как важные инструменты дипломатии. Это объясняет участие правительства и то, почему«Росатом» объединяет долгосрочные соглашения на поставку топлива со сделками по строительству реакторов.

США хотят, чтобы инвесторы получали прибыль от каждого звена в цепочке поставок. Конгресс рассматривает законопроект о создании национального запаса ядерного топлива, произведенного в США — эквивалентного стратегическому нефтяному резерву страны, который может быть использован в чрезвычайной ситуации — с подписанием как минимум двух контрактов до 2027 года. Закон предлагает налоговые льготы и кредитные гарантии для отрасли.

Urenco — не единственная компания, которая получит выгоду. Канадская Cameco Corp., крупнейшая североамериканская компания по добыче урана и ключевой поставщик других ядерных услуг, приобретает долю в Westinghouse Electric Co., которая использует обогащенный уран и производит топливные стержни, в рамках сделки, которая оценивает американскую компанию в около 8 миллиардов долларов. Ожидается, что это даст Северной Америке вертикально интегрированную электростанцию ​​— от добычи полезных ископаемых из земли до помещения их в реактор — что станет основой для развития общеотраслевой цепочки поставок.

Канада занимает третье место в мире по запасам урана и является четвертым по величине производителем руды, которая питает реакторы в США и Европе, среди других мест. «Нас приглашают на вечеринки, на которые нас никогда раньше не приглашали», — сказал Брайан Рейли, главный операционный директор Cameco. «У нас есть попутный ветер, которого мы не видели уже давно».

Перед переворотом в Нигере контролируемая государством французская компания Orano предлагала расширить мощность своего отечественного обогатительного завода примерно на 30% к 2028 году, предполагая, что она получит достаточно обязательств от международных клиентов, чтобы оправдать расходы в 2 миллиарда евро. Эта дополнительная мощность могла бы обеспечить питание еще около 20 реакторов.

После вторжения России в Украину Orano подписала контракты на обогащение с некоторыми энергокомпаниями Центральной Европы, сообщил Жак Пейтье, старший исполнительный вице-президент компании по клиентам и стратегии. Он также рассматривает возможность строительства завода в США.

«У нас есть клиенты, которые четко понимают стратегические ставки, другие все еще находятся в режиме выжидания, — сказал генеральный директор Филипп Кнош, — ожидая исхода войны».

По оценкам Международного энергетического агентства, глобальная ядерная мощность должна удвоиться к 2050 году по сравнению с уровнем 2020 года, чтобы не отставать от графика и способствовать достижению целей с нулевым уровнем выбросов . И спрос со стороны отдельных стран растет.

В 2021 году Urenco не планировала расширяться в США. Но, стоя в огромном складском помещении в Юнисе, забитом готовыми к отправке канистрами, каждая из которых наполнена более чем 2 тоннами обогащенного урана и стоит 1 миллион долларов, Кит Армстронг, руководитель аппарата компании, сказал, что заказы выросли почти на 25% в в прошлом году, когда мир пытается избежать Росатома.

www.bloomberg.com/news/features/2023-08-22/us-europe-switch-russian-nuclear-fuel-for-new-mexico-uranium?srnd=premium-europe
1 комментарий
ну как бы россия не добывает уран… максимум обогащает...

avatar

теги блога Nordstream

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн