Блог им. Tal0s

SpaceX. Исторический полет

    • 21 апреля 2023, 04:44
    • |
    • Talos
  • Еще
По следам сегодняшнего запуска.

SpaceX. Исторический полет

Невероятный, важный этап. Обкатка нового двигателя и всей наземной инфраструктуры. В конце концов, самый большой летающий объект в истории человечества. 
С этой стороны, естественно, успех. Raptor2 вывел ракету на высоту разделения. Так высоко двигатели этого типа еще не поднимались. 
Стартовый комплекс остался в целости, хотя воронка под ним образовалась приличная. Пыль выпала дождем в радиусе более 5 км
Следующий запуск будет не раньше чем через 3 месяца.

Теперь немного поспекулирую, почему все-таки starship не улетел to the moon... 
К сожалению, уже на 30 секунде взорвался (вероятно) HPU (Hydraulic Power Unit) в гидравлической системе управления вектором тяги. 

SpaceX. Исторический полет

Взрыв разбросал много осколков и лично мне показалось, что на этом все, запуск окончен. Тем не менее, несмотря на дальнейшую потерю еще 3-х двигателей (это, конечно, может быть не связано со взрывом), первая ступень вывела корабль на 40 км, где должно было произойти разделение. Тут нужно понимать, что для разделения у starship есть свой flip maneuver. Грубо говоря, ракета разворачивается, чтобы центробежные силы помогли разделению. Но чтобы сделать flip maneuver, желательно иметь исправную систему управления вектором тяги. Последняя, видимо, не до конца пришла в себя после взрыва, но ракета все-таки описала три полных оборота в, увы, безуспешной попытке разделиться. Кстати, это последняя первая ступень c гидравлической системой управления вектором тяги, так что looking forward, в следующий раз получится еще лучше.
  • обсудить на форуме:
  • spaceX
  • Ключевые слова:
  • spacex
64 комментария
Результат — чудом не взорвалась.  Полетное задание, на разделение 1-ой и 2-ой ступеней ракеты и на вывод ракеты в космос провалено, 7 двигателей вышло из строя,  1-я космическая скорость, для вывода в космос, не набрана,. Потеря ориентации, сваливание  и неуправляемая потеря траектории и беспорядочное  движение. В конечном итоге ракету скорее всего взорвали принудительно, или сама взорвалась/развалилась на куски со вспышкой на 40 км высоте.
avatar
Сергей, все-таки нужно учитывать, что это самая большая ракета за всю историю космонавтики. Даже больше Сатурна-5
avatar
₽100, то есть сегодня в сша пытаются перегнать технологии 60 летней давности что ли, но пока безуспешно? Достижение…
avatar
Владимир, СССР вообще не смог сделать такую ракету, как Сатурн-5, правда, в отечественной космонавтике была другая концепция межпланетных перелетов: собирать корабль по частям на орбите, и потом запускать.
Двигательная установка на Старшип совсем другого типа 
avatar
₽100, что значит «не смог»? Просто остановили разработку за ненадобностью.
avatar
ЗРК «Панцирь», не совсем так. В СССР планировали пилотируемый полет на Марс, но когда Кеннеди объявил про Луну, Хрущев сказал срочно все переделывать и догонять американцев. Не успели, потом проект закрыли. 
avatar
₽100, это не противоречит сказанному мной.
avatar
₽100, ну, у СССР были свои крутейшие достижения, этого отрицать нельзя. И противник наш в лице США был тоже велик. Но с тех пор какая-то одна деградация.
avatar
Владимир, по космическим технологиям 100%
Владимир, конечно, когда один противник развалился, второй начал деградировать. Но уровень деградации все же разный 
 
avatar
₽100, у нас хотя бы 100+ безаварийных запусков подряд. Мы же тут про космос.
avatar
Владимир, это вы про Протон?
Да, отличная разработка 60-х годов. Слава советским инженерам.

Про Ангару противоречивая информация, если ориентироваться на ТАСС, с 2014 по 22 год произведено 5 испытательных пусков. 

В июне 2020 года в пресс-службе Роскосмоса сообщили, что ГКНПЦ изготовит в рамках опытно-конструкторских работ несколько носителей «Ангара» по цене менее 5 млрд рублей за одну ракету (для сравнения: примерно столько же стоит изготовление двух тяжелых «Протонов-М»).
avatar
₽100, Энергия с 8 боковыми ступенями должна была выводить до 200 тонн на низкую орбиту, то есть на треть больше чем у этого ракета-носителя и с 4 боковыми ступенями она без всяких проишествий доставила Буран на орбиту Земли. Это 1988 год если что.
avatar
Eridanoy, в чем вы меня убеждаете? 
Буран — это прорыв. Первая автоматическая посадка. 
Но это всё погибло вместе с СССР. 
avatar
₽100, в том что ни Сатурн 5 ни это детище Маска Энергию пока не превосходят.
avatar
Eridanoy, Энергии уже нет, и для России эти технологии потеряны.
Также как в США потеряли документацию по Сатурн-5
avatar
₽100, нет не так же, США никто не разрушал в отличие от СССР и это лишь добавляет вопросов к их Сатурну 5 и всей этой программе.
avatar
Eridanoy, спейслаб болтался на орбите — его выводила не использованная для Луны запасная ракета Сатурн-5
avatar
₽100, да я не сомневаюсь в том что американцы тогда могли вывести спутник на орбиту Земли.
avatar
Eridanoy, вы видели его?)) для астронавтов поручни специальные делали внутри, чтобы они не зависли в пространстве. Не знали, какой аппаратурой забить. 
avatar
Сергей, Привет от П-1 Бауманки… всё верно

avatar
По полетному заданию ракета должна была разогнаться до 1-ой космической скорости и выйти в космос на низкую орбиту, затем пролететь по космосу пол витка и планово войти в атмосферу и упасть в океан через 20 000 км. По факту — на полпути до космоса — пролетев 40 км взорвалась.
avatar
Сергей, вроде бы понятно, что раз вероятность этого оценивалась в 50% реальные ожидания были немного другие.
avatar
Прошлый полет в январе 2022 года  взорвавшись на высоте 3 км примерно, 1-ин из двигателей  взорвавшейся 1-ой ступени весом скорее всего в  5 тонн   упал на крышу и пробил перекрытия  школы в соседнем поселке «Newcastle»,  в принципе его там на этажах нужно было бы оставить, в перекрытиях торчащим,  чтобы дети смотря на эту  титано-стальную хреновину, торчащую в пучках рванной строительной арматуры— знали — как математику прогуливать.
avatar
Сергей, и что (в смысле, shit happens, но сюда эту желчь зачем лить)?
avatar
Talos, пусть дети учат математику, физику, знакомятся с энтропией и энтальпией, тогда дела у американского космопрома в гору пойдут. Может тогда даже, спустя годы  успешно тяжелую ракету выведут и даже в сторону луны запустят. И назовут ее  например " Ту зе муун ",.
avatar
Сергей, по-моему, итак все в гору идет, не думаете? Было бы круто, иди оно быстрее, но это точно не от того что в spaceX проблемы c математикой или физикой.

avatar

Сергей, тяжелая ракета Falcon 9 FT у SpaceX успешно уже летает с 2015 года. Более того, их сверхтяжёлая Falcon Heavy летает с 2018 года. SLS, опять-таки недавно успешно слетала. Всё нормально с математикой и физикой у американского космопрома, не переживайте вы так.

Я вот больше тревожусь за семейство Р-7! Пора бы уже что-то новое придумать, сколько можно насиловать 70-летнюю старушку!?!?

avatar
Talos, а причем здесь, желчь итд? Нормально все, Маска ракеты и его практика мне нравятся.   Пусть проектирует, строит, пускает,  а пока этот  пуск изначально был, с подготовкой, как шоу и получилось, как и планировалось с такой подготовкой  -  обычное шоу,  все счастливы и визжали от счастья,  я прямую трансляцию последние 3 минуты видел и тоже радовался.
avatar
Сергей, мне этот идиотский визг напомнил аналогичный, присущий презентациям Apple… «Посмотрите, какой он классный!»… И толпа в ответ «вау»… Обычный пиар для тупого плебса.
avatar
Сергей, ну, просто в первых комментах я не разглядел радости)
avatar
Talos, ты не волнуйся, но ты получаешь отклик на «выпячивание успеха» SpaceX. Успех есть соразмерно проведению испытания новой ракеты и двигателей. Идея Маска с Raptor не оригинальна, есть как положительные так и отрицательные моменты с концепцией. Жизнь только покажет как пойдет процесс производства и коммерческой эксплуатации Raptor.
Александр Сережкин, не сочти за грубость, но смотришь в книгу видишь фигу.
Специально написал:
Так высоко двигатели этого типа еще не поднимались.
чтобы подчеркнуть, что были уже подобные двигатели.

avatar
Talos, «двигатели этого типа» определение для экономистов и юристов, не сочти за грубость. Твердотопливный реактивный двигатель тоже реактивный двигатель чтобы подчеркнуть.
Александр Сережкин, по-моему, юристам, экономистам и вообще всем очевидно, что под «двигателями этого типа» я не имел в виду вообще все «реактивные двигатели». Иначе фраза 
Так высоко двигатели этого типа еще не поднимались.
звучит максимально тупо.
avatar
Ну что делать. Амеры и на Луну с первого раза не долетели. 
Полет Аполлона-13 — факап на факапе
avatar
₽100, 13 несчастливой число)))
Да, не везет с тяжелыми ракетами. У Королева 50 лет назад (ракета Н1) тоже не получилось. 
avatar
Хорошие ракеты только так и получаются… через неудачи. Зато итого будет впечатляющим. Помню, как первые фальконы не получались, и все утырки ржали 
avatar
всё-же я не назвал-бы ЭТО — историческим полетом (и даже исторической аварией)
Вот ПЕРВЫЙ полет в космос — он был действительно историческим.
Первый человек в космосе — вот это исторический полет.
Первый выход в открытый космос — уже не то, что полет Гагарина, но тоже исторический момент.

Первый человек на Луне, если он был — тоже исторический момент.

А вот то, что сейчас — это по идее рутинные вехи в освоении космоса…
avatar

фортс, Маск хочет сделать все дешево. Это на порядки будет дешевле полетов аполлонов на Луну.

Но в ближайшие десятилетия я не вижу выхода в какую-то практическую область. Человек не способен покорять вселенную лично, а до полностью автономных городов мы еще не дожили. А они еще должны быть экономически прибыльные, что еще сложнее.

Сергей Кузнецов, вообще, я сказал-бы, что все вот эти ракетные технологии уже устарели.
100 лет назад грезы о ракетах были величайшим прорывом в науке, а сейчас сама ракета, как средство передвижения в космосе, уже устарела.
Вот сделают наконец-то эту сверхтяжелую ракету — дальше что? Это не шаг вперед, это всего-лишь небольшая разновидность.

Это можно сравнить, напр, с тем, как если-бы вот ездили все раньше на гужевых повозках, на которой колеса без подшипников, скрипят, но катятся понемногу. Потом придумали подшипники, и колеса закрутились получше, но люди так и продолжали ездить на гужевых повозках.
Существенно ничего не изменилось.
А вот изобретение двигателя внутреннего сгорания (ну понятно, что тоже не сразу… сперва паровые двигатели были… даже на дровах) — это уже прорыв вперед.

Так и сейчас. Создание такой вот сверхтяжелой ракеты — это подшипники для все того-же колеса.
Даже для полетов к Марсу такая вот ракета, это поездки на гужевой повозке из Санкт-Петербурга в Москву))

Для исследования космоса (Вселенной даже и говорить боюсь)) нужны какие-то другие решения.
Хотя-бы ядерные или термоядерные движки, это для полетов внутри Солнечной системы.
Ну а уж если к звездам, там вообще нужны какие-то фантастические решения, которых сейчас у нас и в перспективе нет

avatar
фортс, согласен, это не прорыв.
Но с космосом надо навести минимальный порядок (максимально снизить стоимость вывода 1 кг полезного груза при использовании ракетных технологий)
Далее необходимо организовывать добычу на астероидах и желательно без участия человека. Это как-то уже почти возможно (лет 20-30 и технологии доработают).
Освоение ближайшего космоса (база на Луне, Марсе, Венере рентабельная добыча на астероидах, вынос частично производства в космос), если не произойдет какой-то технологический рывок — это столетия. Не при нашей жизни.
Force6322, их предки точно летали. Мусор на луне после себя оставили.
Михаил чтобтебя, с точки зрения экономики научно-технический прогресс сильно замедлился. Несколько десятилетий назад производительность росла на 3-6% в год. Сейчас где-то 1%.
Но презентации делают очень красивые)
Михаил чтобтебя, цифры взял из статистика по США (она там наиболее полная).
А суть этих цифр, что прогресс сильно замедлился. Караван то идет, но сильно медленнее .

PS хотя, я надеюсь, что вложения в науку все таки ускорят рост производительности в обозримом будущем
Сергей Кузнецов,  Человечество, особенно в лице США мельчает и мельчает, с каждым, годом и десятилетием ,  рост реальной зарплаты в США  продолжался  ежегодно начиная с 1940 до 196 последних годов(так зародился термин американская мечта, выражавшаяся в том, что сын, за небольшое количество лет может гарантировано создать и обеспечить семью, построить/рентовать дом и быть финансово более обеспеченным и богатым, чем его родной отец). Но после 69-70-х годов «темп прироста  производства ежегодный в США» начал падать и   после этого статистически остановился ежегодный рост зарплат примерно в 1969 году, с тех пор уровень реальной зарплаты  уже на протяжении 50 лет снижался по сути год от года. Реальная американская мечта так и осталась где-то там в 70-х. Вложений в науку ,  особенно фундаментальную, с начала 2000 годов, в США кроме корпоративных внутрифирменных исследований, тоже по сути нет, так же и во всем прочем капиталистическом мире, все например слышали, про британских ученых которые занимаются исследованиями, процентов прироста ресниц , кучерявости и волос на единицы и доли единиц процента.
avatar
Сергей, не могу подтвердить про фундаментальную науку. Все таки вложения есть. Тот же телескоп хабл, гравитационные волны, перепрограммирование стволовых клеток и так далее. Если брать с 70-ых то то фактически взрыв в компьютерной отрасли.

Другое дело, что научно-технический прогресс стал меньше влиять на производительность труда (скорость роста с учетом инфляции резко замедлилось). Плюс плоды НТР концентрируется у 0,1% населения.

Соответственно у большинства населения депрессия (типа технологии прут в гору, а жизнь не улучшается). Со стоимостью образования и технологического лечения полный зашквар . 
Сергей Кузнецов, Хабл, это всего лишь  телескоп с большим зеркалом на  орбите,  у меня ситалловый бланк, правда в 4 раза меньшего диаметра 600*80  мм,  как заготовка телескопа в гараже лежит. 

  Гравитационные волны?- не слышал  и не думаю что их можно победить, так как вектор силы гравитации исходит из центра земли, и соответственно нулевой, она может быть только в этой, точке ,  хотя  помню в рассказе Толстого, Аэлита  — такие волны были побеждены на другой планете ее жителями, но планета в рассказе самоуничтожилась ее жителями. 
   Компьютеры  остановились в развитии еще  примерно в 1998 году ,  после этого  кратность роста тактовых частот процессоров прекратилась ,  и не эмулированной оперативной памяти 1 го уровня прекратилась и компьютерная эра роста была окончена, последние 25 лет рост идет только за счет многоядерности, и удешевления и ускорения времени  доступа и записи к / на  жестким дискам ,  рост тактовой частоты ядер — остался в 90-х годах.
Поэтому из индустрий на планете, в росте и в прогрессе  осталась только нефтянка, синтетический ширпотреб, и лпх.
avatar
 Поэтому  мы не можем знать  -  будующее с такой наукой и таким темпом роста, и падением уровня жизни. Маска  в его космической программе финансирует министерство обороны США на сотни млн долл. Поэтому он будет финансироваться и дальше.
avatar
Talos,  бесспорно все идет в гору. Маск очень серьезный конкурент всего и вся в космической отрасли.   Физика и Математика есть  основа, инжинерии, гидродинамики, сопромата, всяческой диффузии и ламинарности газов и газо потоков,  поэтому помню когда в первых пусках  у маска на старшипе при запуске надорвало   несущую юбку кольцевого фундамента-крепления  3-х движков — на 1 ой ступени — стало понятно что  туговато у них даже с банальным сопроматом, а не только с перетоками жидкостей при маневрах.
avatar
Сергей, весь подход spaceX на этом основан: аналитические решения заканчиваются рано, а хорошо моделировать сложно… проще взрывать прототипы, пока не получится рабочий.
avatar

теги блога Talos

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн