Блог им. goryinyich

Как Сбербанк качество сервиса повышал

Это вторая серия фундаментально-аналитических заметок, посвященных феномену хайпа Сбербанка. Предыдущая серия тут. Если вы являетесь ранимой персоной и/или Германом Грефом — дальше лучше не читать.

Как Сбербанк качество сервиса повышал

Краткое содержание предыдущей серии, для тех кто проспал или в танке: в планах менеджмента у Сбера постоянно происходит сокращение персонала и роботизация (по крайней мере, об этом регулярно пишут в СМИ), а по факту — довольно безудержный его рост, на единицу активов сотрудников у Сбера в 1.5 раза больше чем даже у ВТБ, и на порядок больше (реально, в 10 раз!) чем даже у не самых успешных международных аналогов — Deutsche bank и BoAML.

Народ возмутился, чего это я качу бочку на титаникфлагман отечественного банкинга, говорят от такой несправедливости у некоторых в углу иконка Оскарыча замироточила даже! Ну ок, ок, планы не выполняются, штат раздувается — но может это как-то выливается в повышение качества услуг? Вот решил потратить время и глянуть повнимательнее, раз у всех так бомбануло.

Идем на банки.ру и открываем народный рейтинг — благо, там есть даже его история ажно с 2005-го года (https://www.banki.ru/services/responses/championship/?date=2019). Чтобы минимизировать необъективность, вызванную случайными флуктуациями оценок во времени — будем сравнивать с ближайшим конкурентом, ВТБ. В табличке ниже я скомпоновал основные цифры по годам: место в рейтинге (которое я считаю наиболее робастным показателем, в среднем стабильным во времени), средняя оценка (усредненная оценка по отзывам пользователей — тоже надежно, но в среднем снижается вместе со снижением уровня жизни и ростом недовольства населения, поэтому менее надежно) и некий «рейтинг» (который я не вдавался в подробности как считается, но тоже плавает). d(рейтинг) и d(место) — это разница рейтингов и мест Сбербанка и ВТБ (положительное число — в пользу Сбербанка, отрицательное — в пользу ВТБ).
Как Сбербанк качество сервиса повышал

В принципе, из таблички все понятно, для наглядности на графике в начале я отразил динамику места Сбербанка и ВТБ. Стабильно снижающиеся год от года цифры d(рейтинг) и d(место) говорят сами за себя — чем больше мы слышим трепа про эджайл, блокчейн и
фиолетовые грибызамену персонала роботами от иконы отечественного банкинга — тем Сбербанк стабильно все больше и больше проигрывает в качестве сервиса ВТБ, да и другим банкам, по оценкам пользователей. По отзывам с начала года он уже вообще пробил дно и упал ниже уровней до того, как икона пришла в Сбер, чтобы научить его танцевать. Что-то народ танго не заценил, и куда уходит вся роботизация и рост штата, где довольные клиенты, Карл?

Всем спасибо за внимание, можно идти молиться на иконку Оскарыча и спать, а с утречка пораньше гоу покупать Сбербанк.

Дисклеймер: в посте выражено мое личное независимое мнение, бумаг Сбербанка/ВТБ нет в моем портфеле и не планируются к покупке/продаже в ближайшее время, я являюсь клиентом обоих банков

★4
38 комментариев
часто ли пишут отзыв довольные клиенты? Сами то много пишите, если все ок прошло? Очередной высер
avatar
websan, вы хотя бы пост прочитали, или вы свои высеры пишете не читая? В посте я сравниваю рейтинги Сбербанка и ВТБ — а отзывы на ВТБ довольные клиенты тоже пишут нечасто. Тем не менее, его рейтинг и место стабильны или растут, а у Сбербанка — устойчиво падают.
avatar
MadQuant, может потому что тупые школьники флудят мемасиками в интернетиках про сбербанк? )
avatar
Fyl, а как же без мемасиков?
Я, например, летом пришел в отделение сбербанка в другом городе, чтобы закрыть карту и мне сказали ровно то же самое, что и на мемасиках: «Вот где карту открывали, туда и идите»
avatar
MadQuant, Я очень плохо отношусь к Грефу и Сбербанку (может быть хуже чем Сечину, тот хотя бы не маскируется под «либерала»), считаю что они убивают конкуренцию и уничтожают банковский сектор. Высасывают IT специалистов из отраслей.

То что в отличие от другого госбанка они не пилят экономику бензопилой (а просто убивают конкуренцию) — не делает их лучше.

Но сравнение рейтингов очень сомнительное занятие. Сбербанк 2019 много лучше сбербанка 2005, это медицинский наблюдаемый факт (другой вопрос — какой ценой и что разрушено этой ценой). Оценка же в таблице падает. Крайне сомнительно.
avatar
MadQuant, для клиента — говнобанк, для акционера — хороший) Крупнейший, надежный и генерящий прибыль.
Интересно ваше мнение в разрезе отчетности МСФО сбера и ВТБ (у втб так се отчетность, ТМ расписал)
avatar
websan, зачем так грубо писать? Вот вы, например, являетесь клиентом сбера и втб? Лично я являюсь и могу сказать по своему опыту, что втб не конфетка, но значительно лучше сбера. В сбере шаг влево, шаг вправо — расстрел. Идя туда пополнять брокерский счет или провести какую-либо относительно сложную операцию, всегда опасаешься, что можно ни хрена ничего не сделать, поэтому и идешь с такими же платежками, но из прошлого, чтобы они хоть под копирку смогли сделать. Или ещё поставили типа расширенные банкоматы, жмёшь по меню на нужные пункты, а в конце приходишь к надписи — данная операция недоступна. Так что в сбере, на мой взгляд, иноваций особо не видно. Есть внешняя шелуха, а, по сути, мало что изменилось. 
avatar
Excessreturn, не знаю, не хожу по офисам банка. Все операции через сбербанк онлайн, депозит, кредит, платежи, пополнение и пр. Кредит оформил, через пол часа уже был на карте. 
avatar
Много в шорт набрали? Переживаете? Не переживайте так, когда нибудь и у вас все будет хорошо.
avatar
Бозон Хиггсов, значит у тебя точно мироточит
avatar
Бозон Хиггсов, нет бумаги ни в лонгах, ни в шортах.
avatar
Это все завистники на Оскарыча клевещут и рейтинг ему укатывают :)))))
avatar
Интересно — если график перевернуть, то будет график капитализации банков. 
avatar
Что то потмоему личному опыту, втб по качеству сервиса уже на таком дне на котором сбер не был в худшие времена.
Сбером же доволен все больше, что удивительно конечно, но факт
avatar
Алексей К [mozg], а по моему личному опыту ВТБ нормально, спокойно без лишнего хвастовства свое обслуживание подтягивает. И проценты по вкладам там намного выше и снятие нала проще - Сбер отдыхает. Единственный минус — это суммы на брокерском счете и в ЕТФах в ЛК от балды рисует.
avatar
Феликс Труфакин, видимо сильно зависит от конкретных отделений и конкретных руководителей на местах
но если отбросить этот человеческий фактор то в целом сбер у меня все равно лидирует — кабинет становится удобным, набор плюшек за сбербанк премьер вообще один из лучших на рынке, и их количество растет (телемедицину добавили, онкострахование детей итд).
При этом ставки по депозитам держат на уровне коммерческих банков за топ 50 )
avatar
Ага. Мама зашла в сбер кинуть мне денег по телефону. Мне 20к кинули на телефон. И резко слились. Типо не при делах. Качество сбера падает. В сбер страшно заходить. Ненужные услуги с конским ком.проц. 
avatar
ВТБ по охвату уже номер 1, но только толку с этого? :) Пока по бумагам даунтренд, ждём финального выноса и уже тогда можно брать на всё.
avatar
Прибыль и отзывы клиентов часто не коррелируемые величины.

А то что Греф хочет потеснить Яндекс и Гугл и инвестировать в это деньги. Это рискованная инвестиция.
Не знаю как там всякие рейтинги, но я ушел со сбера в втб.
Что у сбера лучше всех это конечно сбербанк онлайн
avatar
Что вы хотите — карма.

Ограбление населения целой страны в 1991 не проходит бесследно.

Живут пока за счет монополизации оплаты ЖКХ по грабительским процентам.
avatar
Штат Сбера больше чем ВТБ на долю активов за счет разной клиентуры. У сбербанка толпа клиентов на всякого рода платежи и т.п., консультирование у банкоматов. Нужно смотреть на комиссионные доходы Сбера, наверняка все эти консультанты окупаются многократно.
avatar
+ 100500!
avatar
Сбербанк — лидер рынка, этим все сказано. У него максимальные производственные мощности, которые не может превзойти ни один другой банк, безграничные ресурсы — это обеспечивает его безоговорочные лидерство в банковской сфере. Согласно Портера эти факторы являются барьерами, как для входа в отрасль, так и его исключительными конкуретными преимуществами.
avatar
Антон Пономарёв, какие производственные мощности? Традиционный банкинг умирает, это даже Греф продвигает и поэтому пытается экосистему некую свою строить. Тиньков, Яндекс-деньги и без отделений прут.
avatar
Феликс Труфакин, есть лидеры, а всем остальным крохи со стола. Да и стол так себе, знаете, бывают такие столы: одна ножка погрызена собакой, крышка в следах от чашек, под другую ножку подложена бумажка, чтобы стол сильно не шатался. 
avatar
ВТБ худший банк с которым я когда либо сталкивался. Как по сервису так и по мобильному приложению.
avatar
Пошёл на банки.ру голосовать, Сбер со своей централизацией неповоротный стал, вопросы стало не просто решать в отделениях. Зато надежный.
Паспорт проверяют постоянно, отошёл от оператора, подошёл, снова проверяют, листают его в своём аппарате, как в первый раз меня видят
avatar
Еда в макдональдсе — говно, а вон как компания развилась. Вся левая америка негодует по поводу положения работников в Амазоне. А сколько стоит эта компания? 
В этом мире между корпорацией и её отражением в мордокниге есть большая разница.
avatar
Раздутый по сравнению с ВТБ штат — интереснейший факт, кладу в память. 

А вот отзывам на Банки-ру я бы не очень доверял и вот почему:

1. Статистически чаще голосуют именно недовольные — медицинский факт.
2. Эффект базы — у Сбера намного больше клиентов (в разы?), соответственно абсолютное количество недовольных больше, кто бы сомневался.


avatar
bocha, вы пост прочитали? Какая разница, что чаще голосуют недовольные — я смотрю позицию а рейтинге, т.е. уже относительно других банков. И при чем здесь эффект базы, если рейтинг строится на основе средних оценок?
avatar
MadQuant, 

1. Пост читал (и одобрил плюсиком!) )))
2. Как строится конкретно этот рейтинг, я не знаю

Рассмотрим крайний случай, когда голосуют только недовольные и общее количество клиентов не учитывается.

У банка X 10 клиентов, среди них один недовольный. (10%)
У банка У 1000 клиентов, среди них 10 недовольных (1%)

Поскольку про довольных клиентов ничего не известно, банк У с треском продует по любому рейтингу банку Х, хотя на самом деле ситуация ровным счетом обратная.

Я это не к тому, что на Банки-ру все именно так считается, а в качестве грубой иллюстрации, как погрешности социологических оценок влияют на результат.
avatar
bocha, ещё раз, по вашей логике — если только недовольные приходят голосовать — *средние* оценки будут одинаковые, если же голосовать приходит хотя бы какая-то доля довольных клиентов (что имеет место быть на банках.ру) — то вы и получите для второго банка среднюю оценку выше
avatar
ВТБ говнищще похлещще СБербанка, вообще недобанк
avatar
ВТБ худший банк для меня!
К сожалению, имел там зарплатный проект и поэтому там же взял ипотеку.
К счастью, зарплату перевел в другой банк, а ипотеку рефинансировал в Сбере, про который ничего плохого не скажу.
Отзывы не писал.
avatar

теги блога MadQuant

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн