Копипаст

Копипаст | Геращенко: На месте Набиуллиной я бы попросил пистолет и застрелился

    • 18 декабря 2014, 06:57
    • |
    • Tomich
  • Еще
Геращенко: На месте Набиуллиной я бы попросил пистолет и застрелился

 Сегодня экс-глава ЦБ Виктор Геращенко в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» констатировал потерю управления в сфере экономики в России. Заявив, что получает пенсию в рублях, он объяснил, почему его лично мало интересуют новости о росте доллара и евро: он, как и большинство населения, живет от получки до получки и тратит в рублях.

Банкир рассказал, кому «оторвал бы голову», в чем заключаются основные ошибки Эльвиры Набиуллиной и почему бы он на месте российских властей уже давно вернулся бы к ограничениям продаж валютной выручки.

«Я ПЕНСИЮ ПОЛУЧАЮ В РУБЛЯХ И ТРАЧУ В РУБЛЯХ»

— Виктор Владимирович, вы, наверное, в курсе последних событий в стране, испытывающей шок от ситуации с рублем и девальвацией, точнее, его обвалом. Как вы оцениваете нынешнюю политику ЦБ? Что они делают не так?

— То, что сейчас происходит, возвращает меня к тем самым стихам Высоцкого, которые звучат так: «В дела чужие не суюсь, мне очень обидно и больно». Но все же… Если помните, до Набиуллиной в ЦБ был Игнатьев. Он всегда сидел и молчал на всех совещаниях, не мог сказать, какая позиция у минфина и так далее и тому подобное. 13 лет в банке просидел, промолчал. Выступал раз в год в Думе с отчетом и все. Но как был сильный, здоровый, сложившийся коллектив, пришел туда только Улюкаев, который тоже был человек грубовато-нахальный, но он очень много чего там приобрел, таким ЦБ остался… А та (Эльвира Набиуллина — прим. авт.) прошла все ступени в минэкономики, и никаких успехов у нас в экономике нет. Кроме того, что все хорошо с нефтью и газом — и то из-за цен. Ее направляют в банк. Это только оттого, что в США женщину сделали председателем Федерального резервного банка (Джанет Йеллен — прим. авт.)? Но она до этого работала лет пять в правлении! Что же за глупость? Кто так делает? Я уже не говорю, кто у нас был министром обороны и чем у нас все закончилось…

Вы спрашиваете, что не так, так вот: я не знаю, что они делают не так. Когда утром, поскольку я жаворонок, встаю рано, я потом утром смотрю новости, всю эту дискуссию с курсом, когда экономисты выступают, говорят правильные вещи… Я не интересуюсь. Почему? Я получаю свою пенсию в рублях, трачу в рублях, за границей отдыхать не собираюсь. Я первый раз в 6-м классе в «Артеке» был, потом мне ни Ливан, ни Сингапур были ни к чему! Я в отпуск зимой ходил, и то очень редко.

Поэтому меня покупка валюты не волнует. Это те, кто едет отдыхать в Турцию, Египет, переживают, когда им покупать, сколько будет стоить, какую валюту иметь там, вдруг тебя еще начнут из отеля выселять там и так далее. Плюс большинство населения, я уверен, живет все-таки от получки до получки и тратит в рублях. Есть, конечно, люди, которые экономят, если хотят съездить отдохнуть на юга куда-то. Детей свозить, показать, как чай растет, как в какой-то рекламе показывают и так далее. Конечно, их это волнует.

И естественно, если у тебя идет приличный импорт, особенно продовольственный, за валюту, тогда, конечно, начинают расти цены в магазинах.

— Поэтому люди и волнуются!

— Да. Но традиционные поставщики сами придумали себе санкции. Конечно, мы начинаем увеличивать покупки в странах Азии, той же Турции. Это сказывается, но это не такой набор продуктов, без которого, я бы сказал, ты в жизни обойтись не можешь. Хочешь, конечно, и апельсин ребенку дать и еще что-то такое.

Но больше делается, на мой взгляд, со стороны как бы прессы и телевидения. Это я о нагнетании ситуации и паники. Вот там с каждым месяцем становится хуже и хуже. Когда смотришь, какие темы ведущие в 7 — 8 утра затрагивают, голову бы оторвал! Какая-то частная жизнь не сложилась, видимо, у них, какие-то безобразия… Хочется их спросить: куда же ты нашу страну тянешь? У всех, что ли, такая жизнь? Или это характерно? Может, характерно для звезд каких-то, но и хрен с ними! Поэтому я выступаю не очень подобающе для интервьюируемого. Вот я сейчас ехал, слушал, как Соловьев беседовал с нашим длинным баскетболистом...

— Михаилом Прохоровым, который олигарх?

— Да, с Прохоровым. Фамилии иногда забываю. Вот он рассуждает насчет затрат, низкой производительности, насчет того, что мы привыкли сырьем торговать и по-прежнему его не доводим до соответствующего качества, налоги некоторые глупые. К чему все это? Об этом ли нужно говорить сейчас?! Или вот зачем обсуждается в парламенте вопрос о том, что для снижения питья у нас в стране надо в магазинах закрывать полки с вином и водкой? То есть приходишь и не знаешь, что у них есть. Ты что, должен полчаса беседовать с девушкой и спрашивать, что есть? Это же идиотизм! Значит, в Думе сидят идиоты, которые готовы такое обсуждать.

«ВВЕСТИ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ»

— Виктор Владимирович, согласна, что сейчас все какие-то только версии не выдвигают, но они носят фундаментальный характер. Или случайный. А объяснений последних событий нет. Не в один день же мы узнали, что производительность у нас плохая. Как же стабилизировать курс рубля и нужно ли это делать? Или 100 рублей за евро — это нормально?

— Во-первых, ввести определенные ограничения. В свое время разрешали оставлять 50 процентов валютной выручки экспортерам на валютных счетах. Чтобы не терять, особенно если им нужно было что-то покупать для улучшения своей продукции, какие-то станки или еще что-то. Вот стали разрешать эти валютные счета. Потом, когда начали у нас улучшаться дела, дошли до того, что 75 процентов можно было оставлять на валютном счете. А зачем?! Потом начались переводы через офшоры, боясь смены власти. Тогда «ельцинская банда» была у власти, ни фига не понимающая в экономике. Неолибералы, люди, начитавшиеся книжек, но не работавшие ни в какой реальной экономике ни у нас, ни за границей. Боялись, стали в офшоры переводить. Но сейчас весь мир с офшорами борется. Цивилизованные страны, боясь, что там создаются средства не только мафии, как раньше Куба была страной для американских мафиози. Сейчас весь мир с этим борется, боясь создания денег всякого рода экстремалов с мусульманской верой.

Кстати, когда я вернулся из Сингапура, поехал на совещание с немецкими банками. И вот Рейган тогда объявил: давайте не будем поставлять Советскому Союзу газотурбинные агрегаты, чтобы качать газ. Немцы приехали и сказали, что у них тоже хотят ввести санкции, как в США, хотя мы оттуда мало что покупали. А их взяли и свозили на Ленинградский металлический завод и показали, что мы делаем газотурбинные станции, пусть не такие эффективные, как ваши, не такой мощности, но делаем, а вы обойдетесь тем, что можете увеличить экспорт. Они вернулись, надавили на правительство и сказали: «Пошли на фиг!» А после англичане то же своим сказали и продавали нам свои агрегаты, чтобы гнать газ.

Я уверен, что те санкции, которые объявлялись под давлением США, против местного в той или иной стране бизнес-комьюнити, а мы этим не очень-то пользуемся, хотя идут какие-то возражения. С этим надо работать!
«Центральный банк должен бороться с инфляцией. Он не должен допускать излишнее количество денег, причем безналичных. Для того, чтобы большим количеством дешевых денег не создавать ненужный бум»

— А помимо ограничений?

— Во-вторых, надо бороться со спекулянтами. Ведь у нас очень много в этом деле участвует спекулянтов. И это мы проходили. Так, в 1998-м подсели с нашими ГКО, хотя ГКО было совершенно правильным направлением. Полезли сюда иностранцы, они переводили валюту, покупали рубли и делали форвардные контракты — они были на три, на шесть месяцев, эти ГКО… Потом получали рубли с прибылью, чтобы купить валюту. И сначала этот форвардный контракт делал Центральный банк. А потом, поскольку суммы увеличились, это переложили на коммерческие банки, что тоже было совершенно верно. Но! Поскольку у нас в целом тогда была громадная инфляция, не было никакой политики цен, то платили зачастую по этим бумагам 200 процентов годовых. Это ужас! А у них начались свои проблемы, и они стали меньше покупать эти ГКО. Так же, как и 2008 году, когда у банков начали отзывать валютные вклады, небольшие кредиты, которые давали — не потому, что выросло недоверие, а оттого, что у них начались проблемы, на Западе. Им нужны были эти деньги назад.

— Давайте о решении ЦБ повысить ставку. Как вы оцениваете такой ход?

— Да, говорят некоторые второй день, правильно, что повысили ставку. А какие кредиты ты можешь здесь давать предприятиям, чтобы они импортозамещение проводили? По 17, по 20 процентов?

И потом говорят, что Центральный банк должен бороться с инфляцией. Да, он должен бороться, но как? Он не должен допускать излишнее количество денег, причем безналичных. Наличные — это мелочь, они обслуживают только зарплату. В безналичных основная масса, удельный вес… Для того, чтобы большим количеством дешевых денег не создавать ненужный бум. И все! А не то что ЦБ — главный борец с инфляцией. А инфляция, которая в 91-м году у нас доходила до тысячи процентов, отчего? Оттого, что вы цены полностью отпустили и все. Поэтому я не уверен...

— ЦБ таким образом поднял стоимость денег, чтобы не было спекуляций, разве нет?

— Это как бы ограничивает стоимость денег для спекулянтов на валютном рынке, но ты тогда внимательнее смотри, а кто спекулирует у тебя? Он спекулирует, он покупает валюту, потому что ему нужно что-то купить, чтобы закончить… Ну я не знаю — платформу, которая в Арктике должна нефть добывать, а у нас какого-то оборудования нет. И такое ведь есть!

В целом хотел бы заметить, что у нас потерян такой как бы контроль, подход к управлению… Ну что такое Медведев, кроме того, что он женат на дочке командира подводной лодки из Кронштадта, с которой учился в школе? Он что, занимался экономикой? Нет! Он был в юротделе у Собчака… А Собчак чем кончил? Его же под суд хотели отдать за воровство. Скандалы тогда были. И потом вся эта команда, чтобы не сказать банда, приехала на работу сюда постепенно. Дворкович — он что, великий экономист, что ли?

— И все-таки вы сказали, что ЦБ бесполезно повысил ключевую ставку. Так?

— Не знаю… В этих условиях важно, мне кажется, другое. Об этом же не говорят, что, например, если брать западные страны — тот же парламент. Там бизнес-люди, промышленники, финансисты или юристы работают. А у нас в основном гимнастки, вратари хоккейной команды и другие спортсмены или артисты. Что им делать в Думе?

— Что бы вы все-таки сделали на месте Набиуллиной, если бы сейчас были в ЦБ?

— Я бы попросил пистолет и застрелился.

— А серьезно? Думаю, вы бы не допустили такого. Какие бы советы вы дали Набиуллиной?

— Я все-таки не хочу на нее набрасываться, критиковать. Тут есть большое стечение обстоятельств. По-моему, советчиков, наверное, слишком много разных… Тяжело ей будет, конечно. Тем более что она начала перетрясать кадры… Хотя она людей и не знает. Я, когда пришел в первый раз, только одного человека отправил на пенсию — и только через два года, потому что он мне надоел. Я его спрашиваю: чего и как? А он мне отвечает: «Мы с вашим папой делали, вы не волнуйтесь». А я ему: «Знаю, что делали, вы объясните, как это работает». Он мне надоел, я его отправил на пенсию. А так я работал со старыми кадрами.

Что касается советов, то вы мою позицию поймите — я не суюсь, куда не надо.

Источник — m.business-gazeta.ru/article/121751/

★8
36 комментариев
и не только ей такой совет
avatar
Обида рвётся из души Геращенко.

Смотрим отрывок биографии ..

<<<В 1992 году был назначен руководителем департамента по вопросам кредитно‑денежной политики Международного фонда экономических и социальных реформ «Реформа».

С 1992 по 1994 год был председателем Центробанка России (Банка России).

В 1993 году был назначен полпредом России в Совете Межгосударственного банка СНГ. В том же году был избран председателем Совета Межгосударственного банка СНГ (МГБ).

11 октября 1994 года вынужден был уйти в отставку с поста председателя Центробанка России в связи с критикой в адрес руководства банка, допустившего обвальное падение курса рубля.

В 1994—1995 годах работал советником в Научно‑исследовательском институте (НИИ) банков Центрального банка РФ (НИИ банков ЦБ РФ).
В 1996—1998 годах был председателем правления Международного Московского Банка.

В ноябре 1998 года был назначен управляющим от России в Международном валютном фонде, в августе 2000 года был освобождён от этой должности.

11 сентября 1998 года вновь занял пост председателя Центробанка РФ, в марте 2002 года подал в отставку и был освобождён Государственной Думой РФ по представлению президента РФ Владимира Путина.>>>

… и понимаем оторвали от корыта в своё время и не просто оторвали, а за дело — потому, что не справился.
Сейчас ему только и остаётся, что «умничать» на лавочке и яд плескать.

Я конечно не в восторге от нынешней команды финансистов Путина, особенно мне, лично, неприятен Дворкович, но что-то они смогли придумать, что позволит сделать ход конём, который даст качественный рывок вперёд. И скорее всего это ход, всеми нелюбимой Набиуллиной. Поживём — увидим, кто герой всей этой истории.
А учитывая всё то, что пережила страна из-за Геращенко, ему впору было ещё 1998 году попросить верёвку и повеситься.

П.С. Не пинайте, могу ошибаться.
avatar
Gerasim, в точку!
avatar
Gerasim, эх ты Герасим-Герасим, Геращенко в 98-м г. уже исправлял ситуацию после Дубинина, да и инструиенты у него были сильно ограничены: ЗВР были ок. $4 млрд, которые страна до того получила от МВФ
avatar
HugoRu, почему Вы на 100% верите тому, что пишут в газетах и говорят по ТВ?
Почитайте биографию и сделайте уже собственные выводы.
Задумайтесь чуть глубже, чем обыкновенный электорат.
avatar
Gerasim, плюсую, тем более у старика маразм. Наибулину назначили раньше нового главы ФРС.
avatar
Gerasim, ну раз старикан жалуется на пенсию, значит не наворовал столько, сколько нынешняя госпожа…
avatar
Если бы вместо поднятия ставки до 17% утром кинули бы инфу, что рассматривается вопрос замены Наибулиной на Геракла, эффект был бы гораздо круче и без всяких валютных интервенций…
avatar
Lepekus, +++
Lepekus, да ее реально менять надо, в кризис у руля мужик должен стоять. Греф, вон, из Сбера сделал почти-конфетку
avatar
Не пинаю, мне лично Дворкович кажется толковым челом, но в этом ли щас вопрос ???
Вопрос в том что ЦБ огромной страны оставили на 2-х б… й как в том анекдоте про виртуальные деньги (((
Это просто ни в какие ворота если конечно их заранее не делали овечками под шашлык...
да и тогда не уверен что цель оправдывет средства...
Но если реально надо было нормально управлять ДКП я лично уверен что в 100 раз лучше было бы назначить снова Витю и он загасил бы волу без этого всего экстрима, и не было бо стока нервово а возможно даже и смертей среди наших бизнесменов, которые собственно и задают будующий трэнд нашей экономики…
Гусев Михаил(debtUM), меня больше всего угнетает то, что в своё время Геращенко довёл страну до дефолта, а теперь он вдруг стал самым умным и раздаёт советы кому и как застрелиься.
avatar
Видать свой такой шанс с пистолетом упустил, теперь другим раздает.
avatar
sett44, скока адвокатов у цб… повторить 98- й год в 2014-м в это по-моему во всём мире никто бы не смог
avatar
Henaris, извините, но не соглашусь.
Не соглашусь потому, что именно Геращенко совместно с Черномырдиным и Ельцыным задали сырьевой курс нашей экономике.
Вспомните как Начал развиваться ГазПром и за счёт чего.
Именно Геращенко и Черномырдин тогда увидели светлое будущее в нефти России.
avatar
Henaris, Вы думаете, что он был как бы не при делах, как бы в сторонке всё это время до дефолта?
Вы сильно ошибаетесь.
avatar
Henaris, мне очень жаль, что Вы так просто ко всему относитесь.
avatar
Henaris, очень хорошо.
Оставайтесь таким же уверенным в себе и одновременно наивным человеком, такие нужны стране.

Дискуссия с Вами закончена.
Совет — расширять кругозор дальше букв ru.wikipedia.org
avatar
Henaris, мне 40 лет.
avatar
Henaris, не вкладывал бы — разворовали или истратили бы, для своего времени Кудрин сделал все правильно, страна хоть какой-то жирок накопила, сейчас распиливать будет
avatar
Henaris, баста.
Мы совершенно по разному мыслим и по сему, спор будет бесконечен.
avatar
прочитав 1 абзац, понял что старый куй очередной «гонево» «он, как и большинство населения, живет от получки до получки и тратит в рублях.» чего он чешит уши? бедный бедный старичок бл! живет от пенсии до пенсии.
avatar
Умники, скока букв… Чтобы начать проводить новую политику с промышленностью — нужно сначала рубль девальвировать с целью недопущения оттока капиталов — это и сделано на данный момент отчасти, но этого недостаточно — нужно дальнейшее падение рубля… ЦБ в данном случае исполняет заказ правительства
avatar
Gylmor, скока ищо, озвучь?
avatar
+ за Геракла)
Все правильно говорит.
avatar

теги блога Tomich

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн