Блог им. MihailVlasenko

Хорошие идеи ясны лишь задним числом

С момента выхода на биржу акции Google выросли более чем на 2800% — это в 8,5 раз превышает доходность S&P 500 за это же время.
Хорошие идеи ясны лишь задним числом
И удивляться этому не приходится, ведь Google плотно вошел в жизнь простых американцев — с его помощью они ищут информацию, смотрят ролики, читают новости и получают почту. Оглядываясь назад, можно назвать эту компанию беспроигрышным вариантом — нужно было лишь вложиться в ее акции и разбогатеть.

Но в момент выхода Google на биржу все было не так однозначно — поисковые системы Alta Vista, Yahoo! и AskJeeves ничем ему не уступали, так что между ними развернулась нешуточная борьба. Да и издание New York Times подливало масло в огонь:

«В отличие от других любимцев Пузыря доткомов, которые обращались на Уолл-стрит за деньгами только для того, чтобы сжечь их, Google уже приносит прибыль. Но стоит ли она 27 миллиардов долларов? Только время покажет, сможет ли эта компания противостоять Yahoo и Microsoft, которые создают более совершенные поисковые системы».

Через несколько лет после этого вышла книга «Семь признаков краха», где были подробно разобраны провалы Enron, Worldcom и Taco. В итоге ее автор Марианна Дженнингс составила схему, которая позволяла выявить проблемные компании и не инвестировать в них. И в качестве примера она использовала Google:

«Их позиция новаторов принесла сопутствующие доходы, которые бросают вызов гравитации. Но как стать стабильным миллиардером в таком юном возрасте?

Здравая экономика говорит о том, что дальнейший двузначный или трехзначный рост невозможен. Будьте осторожны, ее главные доходы приходятся на рекламу, а в этой сфере не все прозрачно с точки зрения бухгалтерии. Вспомните манипуляции компании AOL. Между ними есть сходства, и они могут повториться».

Отчасти это недоверие было связано с тем, что раны от Пузыря доткомов еще не успели зажить — инвесторы с опаской смотрели на компании, результаты которых выглядели слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Примерно то же самое происходило и с Amazon – если бы в 1997 году вы вложили в нее 10 тысяч долларов, то сейчас ваш капитал составлял бы 7,5 миллионов долларов.

Но предположим, что вы упустили этот момент и купили ее акции только тогда, когда она выпустила свой супер-продукт Amazon Prime. Это случилось в 2005 году, и с тех пор акции компании выросли на (!) 7400% и опередили S&P 500 в 23 раза.

Сегодня этот успех выглядит вполне логичным — компания предложила людям отличный сервис, который и сделал ее лидером рынка. Но в 2005 году еще ничего не было ясно — более того, даже сотрудники Amazon сомневались в своей платформе. Вот что писал об этом вице-президент Грег Гили:

«Где-то в декабре я получил электронное письмо от одного из инженеров команды, в котором говорилось: «Грег, мы так усердно работаем над этим проектом, а я смотрю на него, и как акционер я действительно напуган. Я думаю, что это приведет компанию к краху. Вы уверены, что нигде не просчитались?»

Многие всерьез опасались, что бесплатная доставка не сможет себя оправдать — поэтому инвесторы выбирали компанию Ebay, подход которой казался более разумным.

Невозможно предугадать, какие компании или продукты выстрелят и станут «ракетами» — даже успешные Google и Amazon в свое время выглядели гадкими утятами. Прошлое кажется нам очевидным, но будущее при этом остается таким же запутанным.

Многие хорошие идеи становятся ясны лишь задним числом.

*****

Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм


теги блога CyberWish

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн