Блог им. leonidus

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Привет. Меня зовут Кофман Леонид, я предприниматель и квалифицированный инвестор с 10ти летним стажем. Ведущий YouTube-канала об инвестициях «Инвестиции Шаг за Шагом»

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

XXй век прошел под флагом активного развития технологий, венцом которых стал полет человека в космос. Первые 20 лет после этого знаменательного события каждого советского космонавта, а затем и американских астронавтов мир знал поименно. К концу же XX века полеты в космос, к сожалению, лишились налета романтики. Сейчас на МКС регулярно летают космонавты и даже иногда космические туристы, спутников на небе видно уже больше, чем звезд, да что там, где-то около Марса болтается Tesla Roadster с манекеном внутри. Скукота, да и только!


Но именно в этот момент на сцену выходим мы – частные инвесторы. Люди, которые могут заработать на росте этой отрасли, если понимать во что вкладывать.

Перед нами открываются неограниченные возможности добычи топлива и полезных ископаемых, открытия новых материалов и законов природы, космический туризм и развлечения в конце концов. Все это по капитализации вполне может превзойти то, что уже создано человечеством на Земле.

В этой статье я рассмотрю три возможных направления инвестирования в аэрокосмический сектор:

1. Компании, для которых полеты в космос это уже сегодняшние реалии

2. Компании, которые начнут получать дополнительную прибыль после очередного скачка в развитии аэрокосмической отрасли

3. ETF’ы на компании из первой и второй группы

Небольшое уточнение. В этой статье я сделал обзор только американских компаний. Российских предприятий типа РКК «Энергия», вы тут не найдете. Россия, с моей точки зрения уже проиграла войну за космос. Батут работает без нас и инвестору тут ловить нечего.  Свою точку зрения на инвестиции в российские компании я описал в другой статье.


Компании, для которых полеты в космос это уже сегодняшние реалии

1. Boeing. Компания в представлении не нуждается, как в прочем и ее текущие проблемы. Но тут есть важное уточнение. У Boeing есть два основных подразделения это гражданское и военное. Все, что касается космоса относится к военному — Boeing Defense, Space & Security. И если в гражданском подразделении все ужас ужас, то в военном все стабильно. Взглянем на отчет за 2 кв. 2020 года:

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Выручка квартал к кварталу осталась плюс-минус на одном уровне и это по сравнению с падением выручки на 78% в гражданском подразделении выглядит приятно.

 Какие же достижения есть у Boeing Defense, Space & Security? Во-первых, это конечно огромная экспертиза в проектировании и строительстве самолетов, которая в полной мере реализуется и в аэрокосмической отрасли. В частности, NASA сотрудничает с Боенгом (впрочем, как и со SpaceX) по разработке тяжелого ракетоносителя, способного поднимать на околоземную орбиту грузы до 50 тонн. Таких ракет в мире очень мало. У нас такая ракета называется Протом-М, у SpaceX — Falcon Heavy, у Boeing совместно с Lockheed Martin — Delta IV Heavy. У Boeing так же есть ракетоноситель Atlas V и корабль Starliner, который позволяет доставлять грузы и людей на МКС. Boeing так же разрабатывает и продает спутники различного назначения от телекоммуникационных, до чисто научных. Boeing и Lockheed Martin с 2006 года в рамках объединения United Launch Alliance предоставляют услуги по выведению на околоземную орбиту космических аппаратов по заказу правительства США и министерства обороны США. За это время United Launch Alliance вывели на орбиту более 100 спутников.

Вывод: можно смело сказать, что компания Boeing это серьезный игрок в секторе доставки грузов за пределы планеты Земля. Boeing обладает технологиями, которые лежат в основе развития космических полетов. Очевидно, что компания может стать бенефициаром роста данного сектора. 

2. Northrop Grumman — американская корпорация, производящая самолеты, космические аппараты, военные радары, датчики, системы противовоздушной обороны. Клиенты компании — государственные органы и крупные промышленные компании. В 1994 году Northrop Aircraft купила Grumman Aerospace — компанию, которая построила лунный модуль корабля «Аполлон». Союз корпораций назвали Northrop Grumman. В 2014 году компания стала главным подрядчиком в строительстве космического телескопа Джеймса Уэбба, который заменит телескоп Хаббл.

В 2018 году Northrop Grumman купила компанию Orbital ATK Inc. И на ее основе было создано подразделение Northrop Grumman Innovation Systems, которое в частности отвечает за аэрокосмическое направление в компании. Здесь производятся спутники коммерческого, научного и военного назначения, а также ведется разработка и эксплуатация грузового космический корабль Cygnus (конкурента Dragon от SpaceX) и ракета-носителя Antares, используемых для доставки грузов на МКС.

В 2019 году Northrop Grumman был выбран NASA, как одна из 11 компаний, которой доверят разработку и производство прототипов космических аппаратов для высадки на Луну в рамках новой лунной программы «Артемида».

С точки зрения фундаментала, компания видится вполне надежной. С 2016го года денежные потоки компании стабильно растут. Активы полностью покрывают краткосрочные и долгосрочные обязательства.

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Чистый долг стабилен с 2018 года, хотя мультипликатор Debt / EBITDA по итогам 2 кв. 2020 равен 4,05. Многовато конечно, но терпимо. Компания стабильно платит дивиденды, ежегодно их повышая.

 

Вывод: компания Northrop Grumman по всей видимости имеет серьезные виды на сектор освоения космоса. Если добавить к этому большую стабильную долю госзаказов от военных структур США, растущую выручку и умеренную долговую нагрузку, то компания видится весьма перспективным вложением.

3. Lockheed Martin американская военно-промышленная корпорация, специализирующаяся в области авиастроения, авиакосмической техники, судостроения. Номер один по объему заказов от министерства обороны США. Эти ребята гражданской ерундой не занимаются. Тут только хардкор. Lockheed Martin Space — одно из четырех основных бизнес-подразделений Lockheed Martin. В настоящее время в подразделении работает около 16 000 человек, и его наиболее известными продуктами являются коммерческие и военные спутники, космические зонды, системы противоракетной обороны. Lockheed Martin совместно с Boeing разрабатывает и эксплуатирует ракета-носитель Delta IV Heavy и у нее есть свой многоцелевой пилотируемый корабль (конкурент Boeing Starliner) – Orion. Тут Lockheed Martin сотрудничает с Airbus.

С точки зрения фундаментала у компании c 2014 года растущие потоки:

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Чистый долг стабилен:

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Но долговая нагрузка высокая Debt Ratio 0,92. Впрочем у нее всегда этот показатель был высоким, что не мешало компании развиваться.

Можно обратить внимание на соотношение долгосрочных активов и обязательств:

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Но в эпоху низких ставок обслуживать долгосрочные обязательства при стабильном потоке заказов от правительства, труда не составит.

Компания исправно платит дивы и ежегодно их увеличивает.

Вывод: огромный объем заказов от правительства США однозначно не даст компании утонуть, а наработки в области ракета-носителей позволит претендовать на первенство в гонке за космос.


4. Virgin Galactic — американская компания, входящая в Virgin Group и планирующая организовывать туристические суборбитальные космические полёты и запуски небольших искусственных спутников. В будущем компания планирует предложить своим клиентам и орбитальные полёты.

Virgin Galactic единственная из публичных компаний, основной бизнес которой связан только с космосом. Акции компании торгуются на бирже с 2018 года. За это время они выросли на 90%, правда не без просадок. Компания еще не генерирует выручку и особенно смотреть на фундаментал нет смысла. Сейчас у компании есть порядка 600 предзаказов на туристические полеты.  Реализуются ли они или деньги придется вернуть, мы увидим уже в ближайшие пару лет.

Я рассматриваю Virgin Galactic скорее, как венчурное вложение, которое если выстрелит, то может принести много исков. У меня в портфеле она есть но пока на совсем небольшой процент.

Компании, которые начнут получать дополнительную прибыль после очередного скачка в развитии аэрокосмической отрасли

1. Mercury Systems — американская транснациональная аэрокосмическая и оборонная компания. Производит «железо» и программное обеспечение для бортовых систем самолетов и ракет. Разрабатывает разнообразное разведывательное оборудование, средства связи, сверхпрочные компьютеры.

С 2017 года компания активно развивает свое подразделение, связанное с космическими разработками. В частности, она приобрела компанию Delta Microwave, LLC для выхода на рынок спутниковой связи и космических запусков. И компанию GECO Avionics, разработчика оборудования и программного обеспечения для телеметрии самолетов и спутников связи.

С моей точки зрения у компании шикарный фундаментал. Растущие потоки выручки и прибыли.

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Очень низкие обязательства и отрицательный чистый долг:

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Разумеется, рынок не мог не заметить всего этого, поэтому компания сейчас торгуется с P/E 49. Жду по ней коррекции.

2. Garmin Ltd. — американский производитель навигационного оборудования, предназначенного как для частного, так и коммерческого использования в сферах автотранспорта, сельского хозяйства, авиации, морских перевозок. Оборудование Garmin использует GPS для определения координат и карты для позиционирования. Развитие спутниковой сети и покрытие 100% поверхности Земли интернетом будет способствовать повышению качества продукции Garmin и росту спроса на нее.

У компании сильный фундаментал. С 2012 года растут выручка и прибыль.

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Отрицательный чистый долг и активы существенно превышающие обязательства:

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

P/E 20,6 и шикарная чистая маржинальность 24,8%. Цена акций сейчас на уровнях до пандемии. Для себя решил, что на коррекции обязательно буду входить.

ETF для тех, кто хочет все и сразу

Аэрокосмический сектор довольно сложный. Тут много особенностей и рисков. Если вы не готов копаться в компаниях, но у вас есть понимание потенциала сектора, то предлагаю инвестировать в ETF. Я выбрал два ETF из данного сектора с самой большой капитализацией. Эти ETF доступны только квалинвесторам либо через иностранных брокеров.

1. ETF от iShares – ITA https://etfdb.com/etf/ITA

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)


2. ETF от State Street – XAR https://etfdb.com/etf/XAR/

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

Как видим, котировки обоих ETF сейчас сильно ниже допандемийных уровней и возможно это хороший уровень для входа.

Если пронаблюдать за динамикой обоих ETF за последние 5 лет, то видно, что на кризис обе бумаги среагировали одинаково, но отросла лучше XAR, хотя все это время она росла хуже ITA.

Как заработать на новой революции в аэрокосмической отрасли (прожарка отрасли)

По составу ETF’ы довольно сильно отличаются, поэтому возможно было бы разумно взять обе бумаги, закрыв тем самым весь сектор одним махом.

Если статья вам понравилась – ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на мой YouTube канал «Инвестиции Шаг за Шагом».

  • обсудить на форуме:
  • Boeing
★2
10 комментариев
этож всё враги.
то шоже против Святой Руси решил встать?
avatar
Kapeks, сарказм)?
avatar
Леонид Кофман, тупак?
avatar
Перед нами открываются неограниченные возможности добычи топлива и полезных ископаемых, открытия новых материалов и законов природы, космический туризм и развлечения в конце концов.
 Cразу видно, автор в этой отрасли разбирается, как некто в апельсинах.
Это всё «доткомы», и их инвесторов ждёт та же участь.
avatar
О'Грин, о, полагаю вы знаток отрасли? Просвятите ка темных.
avatar
Просвятите ка темных.
1. Я в этой отрасли работаю.
2. ПросвЯщает свЯщенник, а просветители просвЕщают. И «ка» пишется через дефис. А «тЁмных» — через «ё»
 Но лекции хотя бы в объёме 5 лет курса института мне читать здесь смысла и лишнего времени нет, так что сами, всё сами, в инете не забанили вас?
 Или не смешите людей.
Но можете и смешить, ваше право.
avatar
О'Грин, удобная позиция))
avatar
Что вы думаете о текущих уровнях валюты в контексте покупки американских инструментов?  С одной стороны есть привлекательные уровни для входа в некоторые инструменты, с другой дорогой бакс.
avatar
Konstantin2203, я бы подкупал лесенкой на любых просадках. Не верю я в долгосрочное укрепление рубля.
avatar
Леонид Кофман, благодарю! 
avatar

теги блога Леонид Кофман

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн