Блог им. Koleso

20 художественных книг про бизнес, которые стоит прочитать. Часть 2

Часть 1 https://smart-lab.ru/blog/640807.php

11. Классно быть Богом. Тибор Фишер t.me/kudaidem/1186

 12. Критическая цепь. Элияху Голдратт. t.me/kudaidem/1187

13. 99 франков. Фредерик Бегбедер t.me/kudaidem/1188

14.  Электрические методы обогащения. Павел Черкашин t.me/kudaidem/1189

15. Все продается. Майкл Ридпат t.me/kudaidem/1190

 16. Банкир. Лесли Уоллер t.me/kudaidem/1191

17. Boss: бесподобный или бесполезный. Рэймонд Иммельман t.me/kudaidem/1192

18. Супермаркет. Сатоси Адзути. t.me/kudaidem/1193

19. Крестный отец. Марио Пьюзо t.me/kudaidem/1194

20. Deadline. Роман об управлении проектами. Том Демарко t.me/kudaidem/1195


11 книга

Классно быть Богом. Тибор Фишер

 С героев предыдущих книг мы в той или иной степени брали пример, учились у них тому, как надо действовать. Давайте теперь для разнообразия познакомимся с АНТИстратегией успеха, узнаем, как не надо действовать, поучимся на чужих ошибках.

Учебником нам послужит довольно смешная книга.

Главный герой романа «Классно быть Богом» Тиндейл Корбетт – хронический неудачник.

Он имеет три главных качества неудачника: мировоззрение неудачника, жалость к себе и желание «начать все заново».

Смакуйте каждую мысль Тиндейла, вникайте в мотивы, которые движут его поступками, разбирайте каждый его поступок «на атомы» и все время помните одно: так нельзя! Если вы поймете, что в чем-то «созвучны» с Тиндейлом, то приложите максимум усилий для того, чтобы как можно скорее от этого «созвучия» избавиться.

В определенной степени «Классно быть Богом» можно рассматривать как пособие по самоанализу. Очень своеобразное, нестандартное, но все же пособие. Главный месседж, который посылает читателям Фишер, звучит так: «не пытайтесь выглядеть теми, кем вы на самом деле не являетесь. Так вы в первую очередь обманываете самих себя». Главная ошибка Тиндейла в том, что он стремится стать кем-то (лже-богом), превратиться в кого-то другого, начать некую новую, «чужую» жизнь, вместо того, чтобы начать изменять себя самого.

Другие ошибки. Тиндейл безынициативен и слабохарактерен. Вроде бы он и умен, вроде бы понимает, что в его жизни все идет не так, как должно идти, но не может, то есть – не хочет, взять себя в руки и заняться делом. Тиндейл переполнен жалостью к себе.

Он вроде бы понимает, что жалость к себе – самый бесполезный из всех пороков, который не приносит ни пользы, ни удовольствия. Но тут же возражает: а кто же еще меня пожалеет, если не я? Тиндейл мыслит логично, но не в том направлении, в каком нужно. Ум его похож на коня, который резво скачет не поймешь куда.

Вот характерный пример. Тиндейл говорит, что следует улыбаться и благодарить, когда получаешь корзину с дерьмом. Мол, в таком случае, тот, кто вручает, корзину начнет терзаться сомнениями – в чем дело? Почему человек вдруг обрадовался дерьму? Возможно, оно не настолько плохо? На самом же деле единственно правильным решением в такой ситуации был бы отказ от условной корзины с условным дерьмом. Незачем тратить время на то, что тебе не нужно и на тех, кто пытается вручать подобные корзины. Деловой человек дорожит своим временем.

Всякий раз, понимая, что снова поступил неправильно, Тиндейл дает себе слово не повторять ошибки, но все равно повторяет их. Иначе говоря, он не способен извлекать пользу из собственного опыта.

Тиндейл сознает, что у него нет амбиций и страдает по этому поводу. Если бы у него были амбиции, то он жил бы иначе, гораздо лучше… Однажды он решает избавиться от этого недостатка и начинает «культивировать» в себе честолюбие. Только вот амбиции заносят Тиндейла совсем не туда, куда следует.

Подумав о том, что хорошо было бы сделаться религиозным проповедником (язык у Тиндейла подвешен неплохо), он тут же одергивает себя: «Эй, парень, нужно ставить перед собой высокие цели! Какой смысл становиться святым, если можно стать самим Богом?». Это гораздо выгоднее, ведь проповедников пруд пруди, а Бог – один.

Тиндейл решает «умереть», а затем «воскреснуть» и ухитряется даже подтвердить свою аферу медицинское свидетельством о смерти. Увы, пресса и телевидение этой «сенсации» попросту не заметили.

Неверное целеполагание – вот еще одна ошибка Тиндейла, характерная ошибка любого неудачника. Создавая план, Тиндейл не просчитывает последствия своих действий, не учитывает обстановки. Он решил, что так должно быть, значит так оно и будет… Эх, если бы. Неудача будет неудачей только в том случае, если воспринимать ее подобным образом, считает Тиндейл. Хорошо начав, он заканчивает плохо, то есть – неправильно. Решает, что ему следует овладеть искусством не расстраиваться по поводу неудач. Всего лишь не расстраиваться! О том, что нужно тщательно анализировать каждую неудачу и извлекать из нее урок, Тиндейл не думает. Изучите Тиндейла Корбетта досконально и не будьте таким как он, не повторяйте его ошибок.

PS. «Хроническое невезение» – понятие субъективное. Иногда с любым из нас могут случаться какие-то форс-мажорные события, от которых никто не застрахован и которые невозможно предугадать. Ключевое слово – «иногда». Если форс-мажорные события становятся неотъемлемой и перманентной частью вашей жизни, то самое время задуматься о том, правильно ли вы живете.

 

12 книга

Критическая цепь. Элияху Голдратт.

Эту книгу полезнее читать, имея под рукой блокнот и карандаш.

Израильский ученый и писатель Элияху Голдратт в первую очередь известен как создатель «теории ограничений систем», а во вторую как автор нескольких научно-популярных бестселлеров, одним из которых является «Критическая цепь».

Теория ограничений Голдратта представляет собой методологию управления производством, согласно которой эффективность любой системы определяется некими ключевыми ограничениями. В упрощенном виде суть этой теории можно выразить так: «Не тратьте слишком много времени и сил на решение всех существующих проблем скопом. Выберите самые ключевые проблемы и сосредоточьте свое внимание не них. Будет больше толку!».

Теория ограничений учит правильно выявлять ключевые ограничения и правильно управлять ими. Желающие углубиться в теорию ограничений могут прочесть такие произведения Голдратта как «Цель», «Цель-2. Дело не в везении» и «Цель-3. Необходимо, но не достаточно».

В книге «Критическая цепь», теория ограничения систем описывается в фокусе управления проектами. Иначе говоря, в «Критической цепи» Голдратт учит правильно (то есть – с максимальной эффективностью) планировать и избегать ряда препятствий, «капканов», подстерегающих тех, кто с его теорией не знаком.

Критическая цепь – это наиболее длинная цепь задач проекта. Задачи конкурируют между собой. Каждая из них требует определенного количества ресурсов. Было бы ошибкой концентрировать внимание на решение каждой задачи в отдельности и рассчитывать сроки ее выполнения. Наша цель – проект и нам важен только один срок – срок реализации проекта. Парадоксально, но факт. Голдратт показывает и доказывает, что многие проекты на самом деле изначально являются провальными, то есть они невыполнимы в рамках установленных сроков. Почему? Из-за перестраховок, дополнительного времени, которое закладывается на каждом этапе и распространенной привычки делать все в последний момент.

Простейший пример – на выполнение задачи нужно два дня. Перестраховываясь, исполнитель запрашивает срок в пять дней. Будучи уверенным, что справится за два дня, он приступает к решению задачи только на четвертый день. Если что-то сорвется, то задача «горит», а вместе с ней «горит» и весь проект. Несмотря на заранее заложенный «страховочный» избыток времени. Голдратт выделяет три способа «разбазаривания» резервного времени.

Первый – откладывать все на последний день.

Второй – бездумное «перепрыгивание» от задания к заданию.

Третий – передача опозданий по цепи, когда задержка выполнения одной задачи задерживает выполнение следующей.

Голдратт построил свою теорию на том основании, что факторы неопределенности (форс-мажора) не могут влиять в каждую задачу в цепи. Исходя из этого он предложил выделять для выполнения каждой задачи ровно столько времени, сколько нужно (иначе говоря, вдвое сокращать прогнозируемое с учетом перестраховок время), а половину сэкономленного таким образом времени заложить в общий резерв проекта и концентрировать внимание только на сроках выполнения всего проекта в целом.

Преимуществом (а то и обязательным качеством) любого эффективного менеджера считается способность одновременно заниматься решением нескольких задач. Голдратт считает, что в один момент времени один человек способен заниматься только одной задачей. Реально способен. Можно делать вид, что решаешь семь задач разом, но реально одномоментно будешь заниматься только одной-единственной. Отсюда вывод: не следует распылять свои силы, пытаясь одновременно решать несколько задач. Следует сосредоточиться на одной, решить ее и переходить к следующей. Особое значение Голдратт придает такому управлению проектом, при котором приоритеты определяют не сотрудники (менеджеры и исполнители), а важность задачи и сроков ее исполнения для проекта в целом.

Проще говоря, если оставить определение приоритетов сотрудникам, то каждый станет «тянуть одеяло на себя», стараясь получить для себя (для своей задачи) как можно больше времени. При отслеживании общего хода выполнения проекта становится ясно, какие задачи требуют дополнительных ресурсов (времени), а какие могут подождать. Ресурсы распределяются с учетом обстановки! И только. Критическая цепь. Критический путь. Все резервы проекта, и в первую очередь – резерв времени, подчиняются критическому пути и им же определяются.

И под занавес – о сюжете. «Критическая цепь» это увлекательный «производственный» роман, рассказывающий о том, как главный герой профессора Рик Силвер пытается сделать себе имя, преподавая в программе МВА для руководителей. Это очень полезная книга. Читать непременно. Принимать к сведению. Конспектировать. Обдумывать. Перечитывать.

 

 13 книга

99 франков. Фредерик Бегбедер

Книгу французского писателя Фредерика Бегбедера «99 франков» принято считать сатирой (причем, злой сатирой) на рекламный бизнес, но на самом деле это – гимн. Гимн рекламе, главной движущей силе любого бизнеса. Реклама вездесуща и всемогуща…

«99 франков» – пособие по изучению рекламного бизнеса и роли рекламы в современном обществе.

Главный герой, опытный рекламист Октав, вдруг «выгорает». Он разочаровывается в своей работе, хочет в ближайшем будущем заняться чем-то иным, а пока что пытается изменить рекламный мир к лучшему.

Мнимое самоубийство начальника дает Октаву возможность занять его место. Октав поначалу вдохновляется, считая, что повышение расширит его возможности в борьбе с опостылевшей рекламной системой, но скоро понимает, что ошибся…

Бизнес не может существовать без рекламы. Это аксиома из которой следует, что любой бизнесмен должен разбираться в вопросах рекламы. «99 франков» послужит превосходным и познавательным дополнением к «серьезным» книгам по рекламе. Вместе с Октавом вы сможете заглянуть за кулисы рекламного мира, проникнуться величием рекламы, понять ее основные законы. И все это – в легкой, доступной, изящной форме.

Главная мысль «99 франков» – реклама становится все мощнее и мощнее, она охватывает все сферы нашей жизни и если вам кажется, что вы способны ей противостоять, то вы заблуждаетесь. Бедбедер называет рекламу первой в истории человечества системой господства одних людей над другими, против которой бессильно все, даже свобода. Реклама сделала из свободы свое оружие, в том смысле, что любая критика идет ей на благо.

Подлинное могущество рекламы вы осознаете только после прочтения «99 франков».

«Не реклама копирует жизнь, а жизнь копирует рекламу», утверждает Бегбедер. И еще он напоминает читателям о том, что миру, в котором они живут, нет альтернативы. Задумайтесь об этом и хорошенько подумайте. И непременно вспомните об этом, когда станете планировать годовой бюджет вашей компании, чтобы выделить на рекламу как можно больше средств. Счастья и денег много не бывает. Рекламы тоже. Что наша жизнь? Реклама!

 

14 книга

Электрические методы обогащения. Павел Черкашин

Павел Черкашин – венчурный инвестор и успешный предприниматель. Его профиль – технологические стартапы. «Электрические методы обогащения» – роман о создании бизнеса в области информационных технологий. Место действия – Россия, Москва. Время действия – наши дни.

У одного из главных героев был талисман – книга «Электрические методы обогащения», издания 1962 года.

Главные герои романа, два аспиранта НИИ прикладных систем управления РАН, решают открыть свое дело. Жизненные реалии «подбрасывают» им соучредителя – сорокапятилетнего заместителя заведующего лабораторией из своего института.

Черкашин проводит своих героев по всем кругам нелегкого предпринимательского бытия. Энтузиазм первой поры и эйфория от появления первых заказов быстро исчезают под градом сыплющихся шишек. Приходится перестраиваться на ходу, точнее – подстраиваться под реалии рынка. Получается встать на ноги и занять свою нишу, но в конечном итоге все заканчивается печально – между друзьями-соучредителями пробегает большая черная кошка, а компанию у них «отжимают» рейдеры.

В эпилоге автор пишет, что мир компьютерного бизнеса беспредельно скучен, здесь нет ни стрельбы, ни громких разоблачений… Ага, как бы ни так! Главный месседж этой книги таков: «Правильно делай – правильно будет».

Черкашин обстоятельно разбирает все ошибки начинающих предпринимателей и показывает, к чему приводят те или иные ошибки.

«Электрические методы обогащения» – это учебник предпринимательства, который будет полезен не только тем, кто избрал для себя сферу информационных технологий.

Нынче в бизнесе очень модна тема энтузиазма. Мол – главное энтузиазм, был бы он, а все остальное приложится. «Не приложится!», предостерегает Черкашин. Энтузиазм – дело хорошее, нужное, но знаний он заменить не может.

Лучшая фраза книги: «Когда удача нескончаемым потоком идет тебе навстречу, пора задуматься – может, ты двигаешься по встречной полосе?».

Любой раскол, пагубен для бизнеса. Но мало знать, надо еще и увидеть, как оно бывает на самом деле. C чего начинаются трещины, которые в конце концов расколют бизнес или передадут его в чужие руки.

Еще один месседж – в бизнесе не бывает мелочей. Любая мелочь, любая ошибка нарушают отлаженную работу компании, сбивает ее с ритма.

Перечислять все месседжи «Электрических методов обогащения» нет ни возможности, ни смысла. Читайте, думайте, сравнивайте, делайте выводы.

Существуют две разновидности бизнес-романов. Первая – когда полезные советы «упаковываются» в художественную форму, объединяются какой-то выдуманной историей, которая облегчает их усвоение. Вторая – когда рассказывается реальная или близкая к реальной история, из которой можно почерпнуть много полезного. «Электрические метод обогащения» относятся ко второму типу. Читаешь и понимаешь, что так оно и было на самом деле.

Подобная достоверность придает выводам, сделанным во время чтения, особую ценность. Любовная линия не мешает восприятию линии «производственной», а даже в чем-то и помогает этому. Понимаешь, что герои романа не плоские картонные персонажи, а живые люди и потому веришь всему, что рассказывает автор.

Еще одним достоинством «Электрических методов обогащения» является ее актуальность для российского читателя. Читать непременно. Очень полезная книга.

 

15 книга

Все продается. Майкл Ридпат

 Английский писатель Майкл Ридпат сначала был кредитным аналитиком, потом стал брокером, а после выхода своего первого романа «Все продается» перешел с финансовой стези на литературную.

«Все продается» – прекрасное дополнение к серьезным книгам, посвященным теории, стратегии, тактике и тайнам рынка ценных бумаг.

Текст берет читателя в плен уже с первой фразы: «Менее чем за полчаса я потерял полмиллиона долларов, а вот кофеварка не работала…».

Ридпат написал захватывающий «производственный» триллер, в котором рынок ценных бумаг служит не фоном разворачивающихся событий, а одним из участников их, можно сказать – одним из героев.

Каждую сделку, а в книге их описано множество, автор сопровождает подробным комментарием, изложенным в доступной форме. Даже если вы узнали о рынке ценных бумаг лишь в тот момент, когда начали читать «Все продается», вы все равно поймете суть.

Вот для примера цитата: «Расчеты показали, что если процент по новым облигациям снизится до уровня канадских, то есть до девяти и двадцати пяти сотых, то их курс возрастет до ста. Каждый, кто вовремя решит купить облигации по предлагаемой начальной цене, сможет извлечь из этой сделки хорошую прибыль. Разумеется, если выпуск акций окажется неудачным, «Блумфилд Вайс» придется снижать курс до тех пор, пока процент по облигациям не возрастет до значений, способных заинтересовать покупателей».

Рынок ценных бумаг издалека выглядит привлекательно. Известно, что на торговле акциями и облигациями в короткий срок можно сколотить состояние. О том, что на этом деле так же быстро можно все потерять, дилетанты задумываются нечасто. Вы ничего не знаете о рынке ценных бумаг? Тогда читайте «Все продается». Получите яркое, довольно глубокое и весьма полезное представление.

Если вы никогда не станете брокером, трейдером или финансовым аналитиком, то время от времени непременно станете задумываться о том, а не прикупить бы вам вот этих весьма привлекательных акций? Книга Ридпата поможет вам сделать правильный выбор. Хотя бы тем, что после ее прочтения вы станете крайне вдумчиво относиться к покупке или продаже любых ценных бумаг. Вдумчиво и со знанием дела, с пониманием того, что не стоит бездумно хватать то, что «растет» и стараться избавиться от того, что «падает».

В основу сюжета «Все продается» положена грандиозная международная финансовая афера в результате которой было введено в заблуждение множество человек. Вы считаете, что знаете о рынке ценных бумаг все? Тогда читайте «Все продается» и вы поймете, насколько вы заблуждались.

Приведем здесь несколько советов от Майкла Ридпата:

– помните, что на рынке ценных бумаг каждый может ошибиться;

– принято считать, что любые попытки обмануть рынок обречены на провал, но это не так; рисковать нужно, нельзя только делать этого вслепую;

– не стоит рассчитывать на постоянное везение, старайтесь сделать так, чтобы неудача вас не уничтожила;

– надо опережать на рынок шаг;

– инвестиции, которые обеспечиваются компаниями, не имеющими собственных активов, ничего не стоят.

Хотите узнать, как можно занять сорок миллионов долларов, заработать с их помощью для себя пятьдесят миллионов, а затем вернуть занятые сорок миллионов? Читайте «Все продается». Скорее всего, вы будете читать книгу Ридпата дважды. Сперва как триллер, а затем как учебное пособие.

 

16 книга

Банкир. Лесли Уоллер

Роман «Банкир» служит дополнением к «Менялам» Артура Хейли. Примерно одно и то же время с разницей в несколько лет, то же место действия – Соединенные Штаты, сходство главных героев. Главный герой «Банкира» Вудс Палмер, как и Вандерворт с Хейвордом, является вице-президентом банка. C той лишь разницей, что это «Юнайтед бэнк», банк номер один в Америке и Палмер не «простой» вице-президент, а первый.

«Банкир» – первое произведение трилогии Лесли Уоллера о Вудсе Палмере. Также в нее входят романы «Семья» и «Американец». Хорошие романы, но «Банкир» гораздо познавательнее.

Столь сложную структуру, как банковское дело лучше рассматривать с нескольких точек зрения. Впечатление будет более полным. К тому же, в «Банкире» больше политики, чем в «Менялах».

Первым заданием Палмера в «Юнайтед бэнк» стала борьба со сберегательными банками, которые отнимали прибыль у банков коммерческих, выплачивая вкладчикам бóльшие проценты по вкладам.

Кроме того, сберегательные банки привлекали вкладчиков удобством обслуживания, поскольку имели гораздо более разветвленную сеть отделений, нежели сугубо коммерческие банки. Палмер не собирается быть послушной марионеткой в руках всемогущего Лэйна Бэркхардта, президент и председателя правления «Юнайтед бэнк». Он привык поступать так, как считает нужным и руководствуется при этом интересами дела и своими принципами. Это приводит к конфликту между Бэркхардтом и Палмером. В конце романа Бэркхардт назовет Палмера своим могильщиком. Тот возразит, что не могильщик, а хирург, делающий пластическую операцию.

Главная идея «Банкира» заключается в том, что хорошие банки и хорошие банкиры выше всего ставят интересы своих клиентов, а не личные интересы и амбиции.

 Другая идея, тоже универсальная, созвучна той, что выражена в «Менялах». Массовый клиент – основа стабильности и процветания.

Уоллер показывает ловушки, которые банки расставляют своим клиентам, показывает способы привлечения клиентов и механизмы принятия решений руководством банков. Очень часто эти решения противоречат интересам большинства вкладчиков. Все эти сведения весьма полезны, они формируют правильное представление о банках и помогут вам правильно выбирать среди множества банков те, с которыми можно иметь дело. Выбирать правильно, с учетом проводимой политики и прочих важных факторов.

Уоллер учит не обращать внимания на громкие имена и дутые репутации. Если в председателях правления банка значится какая-либо известная личность или «акула» банковского дела, то не спешите обольщаться и очаровываться. Возможно, что ваша «акула» только и умеет, что «сильно толкаться» (прекрасное, емкое выражение Уоллера), а в делах толком не смыслит.

 

17 книга

Boss: бесподобный или бесполезный. Рэймонд Иммельман

Наш век – век мотивации, пришедшей на смену стимулированию.

Мотивация обычно обходится дешевле стимулирования, а действует эффективнее. Умением правильно подбирать и правильно мотивировать сотрудников должен владеть каждый бизнесмен.

 Грэг Райт, главный герой романа, назначен директором завода, которому необходимо выполнить большой заказ для важного клиента. Невыполнение заказа чревато серьезными проблемами, вплоть до закрытия завода.

На заводе Грэга ждут неприятности… Кризис! Локальный, в рамках одного отдельного предприятия. Сотрудники работают кое-как, дела идут вяло, плохо. Нужно срочно что-то делать. Грэг обращается за помощью к Батчу Джонсону, директору образцового предприятия. Советы Батча помогают Грэгу вывести завод из кризиса. Батч советует не только Грэгу, но и всем нам! Он  считает, что любые людские сообщества действуют как племена. Так называемая «теория племен». Члены сообществ подчиняются правилам поведения в племени, они заботятся о безопасности и значимости своего племени, а также о собственной безопасности и значимости внутри племени.

Курс менеджмента по Иммельману основывается на следующих идеях или, если хотите, племенных постулатах.

У любого сильного племени есть общий враг, то есть – конкуренты.

У племени есть свои символы.

Если племя хочет победить в борьбе с врагом, то оно должно требовать от своих членов абсолютной преданности, то есть – полной лояльности.

У любого племени есть четкая иерархическая система, аналог организационной структуры компании.

Все кланы племени обладают определенными схожими свойствами, что в современном понимании означает организационную культуру компании.

Критерии принадлежности к племени должны быть ясными и четкими.

Такими же должны быть и требования к сотрудникам. Столь же ясными и четкими должны быть законы племени и осуществляемое в нем правосудие. Иначе говоря, конфликты между сотрудниками, а также между сотрудниками и компанией должны решаться исходя из законов и принятых в компании правил, без каких-либо поблажек и натяжек. У сильного племени есть стимулы и мотивы для дальнейшего развития.

Стимулирование и мотивация – вечные понятия. А еще у сильного племени должны быть свои ритуалы и обряды, свой язык, свои ценности. Деятельность сильного племени измеряется конкретными критериями успешности. Жизнь человека в социальном, эмоциональном и психологическом аспектах определяется тем, к какому племени он принадлежит… Племя – это универсальная модель человеческих взаимоотношений, объясняющая поведение людей в любых сообществах и в любых ситуациях. Племя – это сплоченная команда с общими целями. Если вам удастся сплотить сотрудников своей компании в племя, то есть – в команду, то все у вас получится. С какими-то утверждениями Иммельмана можно не соглашаться, но в целом его теория верна. Почему? Да потому что она работает! Попробуйте и убедитесь сами.

PS. Только от вас самих зависит, каким вы будете боссом – бесподобным или бесполезным. Первый вариант предпочтительнее.

 

18 книга

Супермаркет. Сатоси Адзути.

Главной особенностью японского бизнеса является невероятная эффективность, которая определяется главной особенностью японского национального характера – овладевать любым делом в совершенстве. Для японца нет важных и неважных занятий. Все, что делается, должно быть сделано наилучшим образом.

Действие романа «Супермаркет» происходит в 60-е годы прошлого века, когда Япония находилась еще «на взлете».

Главный герой Кодзима уходит из банка, где ему было скучно и неинтересно работать, в супермаркет. Мы смотрим на розничную торговлю глазами человека, не имеющего никакого опыта в продажах, но понимающего, как делаются деньги. Это очень интересно. Мы узнаем многое из того, что обычно скрыто за семью замками. Розничная торговля, при всей ее кажущейся открытости (заходи, да смотри!), является одной из наиболее «закрытых» сфер бизнеса. Мало увидеть изнанку какого-либо бизнеса. Важно увидеть как и почему дело меняется в лучшую сторону.

«Супермаркет» – произведение японского писателя. C национальными особенностями, в том числе и с самурайским кодексом поведения, в основе которого лежит стремление избегать постыдных ситуаций.

Когда из-за ошибки одного из сотрудников, напечатавшего в рекламной продукции слишком низкую цену на товар, возникла нехватка этого товара, а конкретно – куриных яиц, виновник вместе с директором супермаркета выходят в торговый зал и приносят извинения покупателям. Стоят и кланяются каждому из тех, кому не хватило этих треклятых яиц. Покупатель не должен уходить разочарованным, не должен уходить с чувством, что его обманули. Извинения со стороны персонала укрепляют доверие покупателей к магазину. Традиции традициями, но свои ошибки нужно признавать в любом случае. Это касается всех, а не только японцев.

Если вы ошиблись, каким-то образом подвели своих клиентов, то признайте свою ошибку, принесите извинения и постарайтесь хоть как-то компенсировать клиентам ущерб. Тогда вы их сохраните. В противном случае клиенты уйдут к вашим конкурентам. Клиенту всегда есть, куда уйти. В отличие от вас, ведь вы привязаны к своему бизнесу. Адзути описывает как, благодаря стараниям сплоченной команды работников, убыточный супермаркет за недолгое время превратился в преуспевающий.

Особую практическую ценность «Супермаркету» придает его глубокая психологическая составляющая. Японцы вообще зациклены на психологии, недаром же самым популярным из наших писателей у них считается Достоевский. Здесь подчеркивается значимость командного духа и взаимоотношений между лидером и командой (самураями и сегуном, если угодно).

«Команда определяет успех!», говорит нам Адзути. Добавим от себя: не только в Японии, но и во всем мире. Розничная торговля – квинтэссенция бизнеса. Нигде так ярко не проявляются отношения «бизнесмен-клиент», как в розничном магазине. Розничных торговцев с полным на то основанием можно назвать «гвардией бизнеса». Не пренебрегайте гвардейским опытом. Вне зависимости от сферы вашей деятельности он будет вам полезен.

«Супермаркет» Сатоси Адзути, написанный в прошлом веке, продолжает оставаться лучшим произведением, посвященным розничной торговле.

 

19 книга

Крестный отец. Марио Пьюзо

Сконцентрируем внимание на том, каким образом нищий иммигрант стал богачом, главой влиятельного мафиозного клана, то есть, по сути, руководителем крупного концерна.

В первую очередь – благодаря своему врожденному умению обращаться с людьми, ладить с ними, манипулировать ими, подчинять их себе.

Во вторую – благодаря умению предвидеть последствия своих поступков и тщательному планированию своих действий.

В третью – благодаря силе воли. Характер, это та пружина, которая толкает нас к успеху.

Читали вы книгу или нет, в любом случае прочтите ее, только на этот раз особым образом. Анализируйте каждый поступок дона Корлеоне. Спрашивайте себя, как бы вы поступили на его месте? Почему именно так, а не как-то иначе?

Из копилки мудрости Крестного Отца (Марио Пьюзо):

 – всякая деловая мера по отношению к кому-то является ни чем иным, как личным выпадом;

– никогда не позволяй никому знать, о чем ты думаешь; исключение можно делать только для членов твоей семьи, да и то не всегда;

 – добиваться своего нужно не при помощи угроз, а при помощи здравого смысла; не угрожай, лучше заставь человека рассуждать здраво;

 – люди часто забывают о том, какая сила скрыта в них;

– благополучие важнее корысти;

– есть вещи, которые приходится делать, им нет оправдания, их просто приходится делать.

C познавательной точки зрения, «Крестный отец» представляет собой универсальное руководство по психологии взаимоотношений.

Ключевую идею этого произведения автор вложил в уста дона Корлеоне: «Разумные люди всегда сумеют найти выход из деловых затруднений».

Самая парадоксальная мысль этого произведения следующая: «Если бы во главе правительств стояли семейные кланы, то второй мировой войны могло бы и не быть».

Самая циничная мысль: «Законы мира настолько же нравственны, что и законы, порожденные преступным образом жизни».

Дружеский совет от дона Корлеоне: «Нужно стараться делать так, чтобы друзья недооценивали ваши достоинства, а враги преувеличивали ваши недостатки».

Почему гангстер Вито Корлеоне вызывает симпатии у читателей? Ответ прост: благодаря таким качествам, как искренность, справедливость и знание жизни. «Крестного отца» можно перечитывать бесконечно и всякий раз открывать для себя что-то новое. Такая уж это книга. Настольная. На все времена. На все случаи жизни. Можно не только читать, но и конспектировать.

 

20 книга

Deadline. Роман об управлении проектами. Том Демарко

 Том ДеМарко руководит международной консалтинговой компанией Atlantic Systems Guild, выступает в качестве консультанта в судебных процессах, связанных с программным обеспечением, участвует в работе ряда общественных организаций, а на досуге пишет статьи и книги. «Deadline» это не столько роман, сколько учебник по управлению проектами. Главному герою Вебстеру Томпкинсу предстоит поднять из руин экономику вымышленной страны Моровии. Плюс – неограниченные ресурсы. Минусы – сжатые сроки, сопротивление местной бюрократии, невероятная тупость местных руководителей.

В конце каждой главы приводятся выписки из записной книжки Томпкинса, своеобразные тезисы, выражающие деловую составляющую произведения.

Ознакомимся с некоторыми из них.

Человеку свойственно ошибаться.

Мы считаем, что самое страшное это чего-то не знать. Но на самом деле гораздо хуже думать, что знаешь, когда на самом деле не знаешь.

О конфликтах:

– проект, в котором принимают участие несколько сторон, неизбежно столкнется с конфликтом интересов;

– любой конфликт заслуживает понимания и уважительного отношения, решая конфликт следует учитывать интересы всех его участников;

– договариваться трудно, значительно легче выступать в роли посредника;

 – помните, что все мы находимся по одну сторону баррикад, а по другую сторону находится проблема.

О сердитом начальнике:

– злоба и неуважение заразительны, по мнению некоторых руководителей они должны заставить подчиненных работать лучше, но на деле это не так;

– если руководитель проявляет неуважение к подчиненным, в этом целиком и полностью его вина, это показывает, что он не подходит для своей должности, а не то, что у него никудышные подчиненные.

Об угрозах:

– угрозы являются наиболее неподходящим способом мотивации;

– чем бы вы ни угрожали, задача не будет выполнена, если изначально вы отвели на ее выполнение недостаточно времени;

– хуже всего в угрозах то, что если сотрудники не справятся (а они, скорее всего, не справятся), вам придется выполнить свои обещания.

О давлении сверху:

– сотрудники не начнут быстрее соображать, если руководство станет на них давить;

– чем больше объемы сверхурочной работы, тем ниже производительность;

– давление со стороны руководства и сверхурочная работа есть ни что иное, как попытки сохранить хорошую мину при плохой игре.

 О повышении производительности труда:

 – не существует никаких экстренных мер, которые позволили бы в сжатые сроки повысить производительность труда (чудес, как известно, не бывает), повышение производительности является результатом долговременных усилий;

– любые средства, обещающие немедленное повышение производительности труда, есть нонсенс.

Об управлении рисками:

– управлять проектом означает управлять его рисками;

– необходимо отслеживать все риски, которые могут стать причиной провала проекта, а не одни лишь конечные риски;

– необходимо оценивать вероятность возникновения и цену каждого риска;

 – необходимо определять показатели для каждого риска, которые дадут понять, что риск становится проблемой;

– назначайте для управления рисками специальных сотрудников, девизом которых станет: «Мы можем все!»;

– создавайте доступные (как вариант – анонимные) каналы для сообщения плохих новостей руководству.

А вот, пожалуй, самое важное из записей мистера Томпкинса:

– стремитесь к сокращению потерь;

– сокращение ненужных усилий важнее стремления к новым победам;

– чем раньше вы прекратите ненужную работу, тем лучше это скажется на вашем проекте;

 – не следует создавать без особой необходимости новые команды, лучше найти для новых задач сложившиеся и сработавшиеся команды в своем коллективе.

– команда, которая хочет продолжать работать вместе, является одной из основных целей любого проекта;

– день, потерянный в начале проекта, стоит так же дорого, как и день, потерянный в его конце.

И самое афористичное: – неуверенность заставляет человека избегать риска.

Читайте, выписывайте в свой блокнот содержимое записной книжки мистера Томпкинса и старайтесь быть мудрым, предусмотрительным, терпеливым, доброжелательным, понимающим и здравомыслящим руководителем. И будет вам счастье в виде огромных прибылей. Непременно. 
★11
1 комментарий

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн