комментарии Эльза Крис. Стефани Арина на форуме

  1. Логотип Выборгский судостроительный завод (ВСЗ)
    ❗А теперь к срокам, цифрам и кораблям на Выборгском судостроительном заводе, друзья. Вредительство?

    ❗17 ноября официально сообщалось, что сроки сдачи ледокола ценой 10 млрд рублей для Росморпорта переносятся с 2024-го на 2028 год. Судно строит наш ВСЗ, где рабочие возмущены снижением зарплаты, а прокуратура обещала разобраться.

    Конечно, проблемы родились не вчера. Стали известны результаты аудита за 2022-й год: прогноз убытка — 2,4 млрд рублей, величина накопленного минуса — 12,4 млрд, а долги — 11,6 млрд. Источников погашения нет, могут быть проблемы, сделали вывод проверяющие. Об этом, кстати, говорили и наши подписчики в комментариях. Из них половина — кредиты Промсвязьбанка, еще 1,4 млрд — материнской Объединенной судостроительной корпорации. Отсутствие источников погашения может привести к невозможности оплачивать долговые обязательства, сделали вывод проверяющие.

    Системной причиной финансового пике специалисты отрасли называют своего рода финансовую пирамиду. Есть мнение, что ранее заказанные судна достраиваются на средства, полученные на строительство новых, и такой практике якобы не первый год. Подробнее об этом чуть ниже, а пока вернемся к результатам проверки.

    ВСЗ хронически хромает. По СПАРКу, при обороте с 2018 по 2021 год от 7,5 до 8 млрд минус вырос с 550 млн до 2 млрд. Она коснулась и заказов на 8 рыбопромысловых судов. Два были сданы, три строились, еще по трем работы приостановили из-за нехватки средств — пришлось брать кредит 4,4 млрд. Планировали рентабельность 8%, но по факту заказы принесли убытков 8 млрд. Попутно выяснилось, что было закуплено оборудование не той спецификации, и заказчик («УК ФОР») об этом узнал. Пришлось покупать требуемое — стоимость и срок естественно выросли.
    На складе выявили недостачу по траулерам на 110 тысяч евро (иностранное оборудование). Премию около 2 млн рублей, полученную руководством после этого, проверяющие назвали убытком (а могли бы издевательством).

    С условиями хранения вышла беда — например, из 8 лебедок ценой 10 млн каждая нашлась одна, а норвежский рыбопромышленный комплекс Optimar ценой 550 млн рублей был раскидан по разным площадкам, в том числе открытым. Найти все детали не удалось, проверяющие говорили о возможной утрате имущества. По словам сотрудников завода, бывает, так же хаотично под открытым небом хранится лиственница и металл. Оценим иронию, у завода был договор со сторонней компанией на услуги инвентаризации (360 тысяч в год).

    Коснулась проверка и ледокола для Росморпорта. С ним еще интереснее. Уже на этапе заключения контракта было понятно — цена ниже реальной на 4 млрд, а сроки невыполнимы. Об этом ОСК предупреждал уже бывший директор Александр Соловьев.

    Указание заключить договор дал на тот момент руководитель ОСК Алексей Рахманов. В 2021-м вопрос поднимали, но он так и сгинул. В связи с возможным убытком аудиторы предупредили о солидарной ответственности и возможном интересе силовиков к топ-менеджменту ВСЗ и ОСК и совету директоров завода.

    Занятно, но незадолго до результатов проверки гендиректор Соловьев и его первый зам Георгий Тарица покинули свои должности, все остальное руководство осталось на своих местах. ВСЗ возглавил выходец из ОСК Сергей Черногубовский. В августе же совет директоров корпорации возглавил глава банка ВТБ Андрей Костин (гендиректором ОСК стал бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков).

    Если причиной штопора стала практика заимствования средств из будущего, то началась она в 2017-м. Тогда подписаны контракты на упомянутые 8 траулеров. Возможно, первый стал первенцем-каннибалом, если на него шли деньги из следующих.

    Перекидывание денег технически возможно даже при гособоронзаказе. Так, по открытым данным, ВСЗ строит патрульный корабль «Ермак» для ФСБ. Говорят, по плану, в январе 2024-го он должен уйти на ходовые испытания. Но вряд ли — корабль не достроен, рассказывают на заводе. Сейчас контрактуется второй такой же, но взять из него средства на достройку первого не получится — договор с казначейским надзором — расходование целевое. Заказчику нужно еще доказать, что работы выполнены. Под таким же надзором ледокол для Росморпорта, он строится.

    Если так, то пирамида стала рушиться после появления заказов ФСБ и Минобороны. Кстати, как это принято, замгендиректора ВСЗ по безопасности — прикомандированный сотрудник контрразведки. На заводе также работают военные приемщики.

    ❗Что касается снижения зарплаты, сегодня источниками выплат на ВСЗ являются четыре заказа. Есть предположение, что после того, как ОСК отошел под ВТБ, стало невозможно завышать процент выполнения плана. Мы уже рассказывали про аккордную (сдельную) систему оплаты труда на заводе — объем работ нужно выполнить за строго определенное количество часов. Зарплата складывается из стоимости одного норма-часа. Если план выполнен не на 100%, а допустим на 65%, то пропорционально снижаются аккордные выплаты. По предварительным данным, стоимость норма-часа упала с 400 рублей до 140 — 300 (ОСК заявлял о росте зарплаты).

    Стоит пояснить, что строительство судна измеряется в «трудоемкости» — количестве норма-часов. По сути, это синоним цены контракта. «Перекидывая» трудоемкость с нового заказа на старый, но вдруг потеряв такую возможность, вы заходите в тупик. Допустим, за счет «Ермака» достраивали рыболовные траулеры, и трудоемкости на него осталось 10% от запланированного, а не достроен корабль на 50%, но заканчивать-то надо. Стоимость норма-часа неизбежно снизится.

    Опросили участников рынка, почему мог возникнуть этот порочный круг. Совокупное мнение — вопросы к качеству управления. Кстати, на ВСЗ есть отдел по развитию производственной системы, он должен выявлять нарушение бизнес-процессов и улучшать взаимодействие между подразделениями.

    Более конкретной причиной называют сложившуюся практику — контракт подписывается по заведомо нереальной или не просчитанной цене в надежде «выкрутиться», взять в долг или попросить денег у заказчика. Ещё тезис: привычка строить с колёс, без проработанной документации (трудоемкость увеличивается, стоимость контракта нет). Тем временем, на земле бывает отсутствие так называемого «номенклатурного плана», где прописано количество норма-часов. Порой его закрывают по факту, занимаясь тем самым «перекидыванием из будущего». Говорят и о выводе средств через подрядчиков — бывает, что они осваивают деньги, а доделывать приходится штатным сотрудникам предприятия.

    «При таких убытках работа топ-менеджмента может быть признана неудовлетворительной», — говорится в отчете аудиторов. Похоже, несмотря на смену руководства ВСЗ, оценка не теряет актуальности, а с учетом времени в органах могут вспомнить подзабытое «вредительство».
  2. Логотип Выборгский судостроительный завод
  3. Логотип Выборгский судостроительный завод (ВСЗ)
  4. Логотип Выборгский судостроительный завод (ВСЗ)
    Полубанкрот, даже если и дали ему заказы, то больше 3-4кораблей за год не соберут… на предприятие в советские годы работало от 4000 до 10000 и выпускали 4корабля в год и одну буровую платформу в 2года, а сейчас смешно )))
  5. Логотип Выборгский судостроительный завод
    За последние три года построили 4судна, и до этого 1корабль раз в два года… хоть заказами завалить, все равно больше 2х судов в год не построят… отчёт открыл за 22год посмотрел — а там про обучение персонала 0, раньше ПТУ было при заводе, теперь лицей у города -сварщиков не обучают ))) а это основная профессия для этого завода, когда последний раз платили дивы?
Чтобы купить акции, выберите надежного брокера: