IR-рейтинг российских эмитентов от Smart-Lab.ru

IR-рейтинг  (IR — Investor Relations) — рейтинг торгующихся на Московской бирже компаний, отражающий уровень раскрытия информации эмитентами для частных инвесторов — физических лиц.

Частные инвесторы играют всё более существенную роль на российском фондовом рынке. Количество акционеров — физических лиц у некоторых эмитентов за последние несколько лет выросло на десятки тысяч человек. Розничные инвесторы стали занимать доминирующее положение на Московской бирже в объёме торгов акциями. За 2022 год доля розничных инвесторов в обороте торгов акциями на Московской бирже удвоилась и превысила 80%. 


Эти тектонические изменения ландшафта российского фондового рынка приводят к необходимости внедрения новых практик взаимодействия с инвестиционным сообществом, поиску новых каналов и форматов коммуникации.


В новой реальности корпоративная открытость – особенно сложно для бизнеса, но одновременно и ценно для частных инвесторов. Нам, розничным инвесторам, важно видеть достоверную и полную информацию, чтобы максимально точно оценивать риски и принимать взвешенные решения.


Smart-Lab.ru — крупнейшее в России независимое сообщество частных инвесторов составляет и поддерживает в актуальном состоянии IR-рейтинг российских публичных компаний начиная с 2023 года (годовой отчётности за 2022 год). Рейтинг обновляется ежегодно.


Цель создания рейтинга — отслеживать качество коммуникации эмитентов с ритейл-инвесторами и мотивировать публичные компании к более открытому и транспарентному общению с миноритариями. 

 


МЕТОДОЛОГИЯ

 

Мы выделили 20 наиболее важных объективных и измеримых критериев качества IR-взаимодействий. Они разделены на пять равных разделов. По каждому критерию команда Smart-Lab.ru выставляет эмитенту оценку от 0 до 5. Таким образом, максимальная оценка по одному разделу — 20, максимальный IR-рейтинг эмитента — 100.

 

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

 

1) Эмитент публикует отчётность по МСФО/ US GAAP на русском языке и в российских рублях

Максимальный балл выставляется эмитентам, которые не реже, чем раз в полгода публикуют в открытом доступе полный комплект консолидированной финансовой отчётности на русском языке и в российских рублях. 

За что снимаются баллы: 

  • Отсутствие отчётности
  • Замена отчётности пресс-релизом / сокращённая отчётность

  • Отчётность только на английском языке

  • Нет отчётности в российских рублях


2) Отчётность сопровождается заявлением руководства (MD&A)

Management's Discussion & Analysis — информация о том, как руководство оценивает финансовое состояние и результаты деятельности компании. Максимальный балл выставляется эмитентам, в отчётах которых есть подробные комментарии менеджмента о существенных событиях компании за отчётный период.

3) Эмитент публикует отчётность РСБУ 

Максимальный балл выставляется эмитентам, регулярно публикующим stand alone — отчётность головной и дочерних компаний (если “дочки” оказывают большое влияние на общую отчётность)  по РСБУ.

4) Отчётность публикуется в удобном формате совместно с Data-book для аналитиков

Максимальный балл получают компании, чья МСФО/US GAAP и РСБУ отчётность публикуется на сайте в виде PDF-файлов, информацию из которых удобно копировать. Также хорошей практикой мы считаем поддержание в актуальном состоянии Excel или Google таблиц с отчётностью и ключевыми показателями для удобства проведения самостоятельных аналитических расчётов инвесторами.

Баллы снимаются за публикацию неудобных для восприятия и обработки сканов.


ОТЧЁТЫ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ


1) Эмитент публикует и поддерживает актуальность презентации для инвесторов на русском языке

Высший балл получают компании, которые готовят качественные и содержательные презентации для инвесторов на русском языке и вовремя обновляют их при наступлении существенных обстоятельств. 


2) Эмитент публикует годовой отчёт на русском языке

Максимальную оценку ставим эмитентам, которые публикуют структурированные годовые отчёты, содержащие полноценную консолидированную финансовую отчётность, большой набор производственных показателей в динамике, а также всю иную существенную информацию о деятельности компании на русском языке. 

Баллы могут быть снижены за отчёт только на английском языке, за недостаточно информативные раскрытия важных аспектов деятельности компании, за изменение подходов к расчёту финансовых и операционных показателей, имеющих своей целью скрыть отрицательную динамику результатов. 

Мы не проводим анализ экологических/ESG-отчётов компаний, так как согласно нашим многочисленным социологическим исследованиям мнения частных инвесторов, данная информация не является для них актуальной и значимой.


3) Эмитент публикует операционные результаты деятельности на русском языке

Максимальный балл по этому критерию получают компании, ежеквартально  и оперативно публикующие свои операционные результаты на русском языке. При этом мы также учитываем количество, важность и детализированность раскрываемых данных.


4) Эмитент публикует стратегию развития на русском языке и поддерживает актуальность документа

Высший балл ставим эмитентам, поддерживающим в актуальном состоянии русскоязычный документ, который отражает планы компании и раскрывает то, как топ-менеджмент и мажоритарные акционеры видят цели и стратегические задачи на средне- долгосрочном горизонте.



САЙТ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ


1) На сайте для инвесторов легко найти финансовую и операционную отчётность, годовые отчёты, стратегию и презентации

Ставим 5 баллов компаниям, сайты которых содержат раздел “акционерам и инвесторам” с интуитивно понятной и лёгкой навигацией, позволяющий без труда найти все операционные и финансовые отчёты компаний и иную важную для инвесторов информацию.


2) Наличие на сайте не только актуальной, но и архивной отчётности

Максимальный балл получают компании, на сайтах которых легко найти отчётность не только за актуальные год/квартал, но и архив отчётов за 3-5 и более лет.


3) Полный и актуальный календарь инвестора

Высший балл отдаём эмитентам, которые следят за актуальностью и полнотой календаря инвесторов, заблаговременно внося в него даты корпоративных событий.


4) На сайте легко доступны контакты для акционеров и инвесторов

Максимальный балл ставим эмитентам, на сайте которых в явном виде и лёгком доступе присутствует раздел “IR-контакты”, где указаны e-mail и российский номер телефона для связи с IR-отделом.



ПУБЛИЧНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИНВЕСТОРАМИ


1) Публикация отчётности сопровождается вебкастом, запись которого доступна на сайте эмитента

Максимальный балл по этому критерию получают эмитенты, которые: 

  •  проводят звонки с ТОП-менеджментом по результатам каждого отчётного периода,

  • ссылку-приглашение на звонок публикуют в открытом доступе,

  •  звонок проводится в день выхода отчёта или в течение недели после публикации,

  • принять участие, задать вопрос и получить ответ на него могут все желающие,

  • запись звонка хранится в свободном доступе на сайте для инвесторов.


2) Эмитент проводит «День инвестора»

Максимальный балл получают эмитенты, которые проводят на регулярной основе встречи с инвесторами, аналитиками и лидерами мнений в оффлайн или онлайн формате для обсуждения результатов деятельности и планов по развитию компании.

При этом встреча анонсируется в календаре инвестора, пресс-релизах и социальных сетях эмитента, а механизм регистрации на мероприятие прозрачный и лёгкий.


3) Эмитент участвует в онлайн-эфирах блогеров и брокеров

Высшую оценку по данному критерию получают эмитенты, на периодической основе участвующие в онлайн-эфирах на YouTube, в Telegram и на других платформах, которые проводят российские брокеры, финансовые блогеры и лидеры мнений. Важным фактором при выставлении оценки является не только сам факт участия, но и качество диалога — были ли затронуты “острые” вопросы, была ли возможность задать вопрос и получить ответ у зрителей/слушателей. 
На текущий момент мы отслеживаем 12 площадок (7 — связанных с брокерами и Мосбиржей, 5 — независимых, включая собственный YouTube канал).


4) Эмитент выступает на конференциях Смартлаба

Конференции SMART-LAB CONF — единственное массовое мероприятие в России, где на регулярной основе встречаются представители Investor Relations большого числа эмитентов и розничные инвесторы, инфлюенсеры, финансовые блогеры и лидеры мнений в инвестиционном сообществе. Максимальный балл получают компании, регулярно выступающие на конференции.



ОНЛАЙН IR-АКТИВНОСТЬ


1) Эмитент публикует информацию в социальных сетях для инвесторов

На текущий момент в России существует два онлайн-сообщества розничных инвесторов, имеющих аудиторию более 1 миллиона человек — Smart-Lab и Пульс. Максимальный балл мы присваиваем компаниям, имеющим на этих площадках корпоративные блоги/каналы и регулярно и оперативно публикующие важную для частных инвесторов информацию.


2) Эмитент отвечает на вопросы пользователей соц. сетей для инвесторов

Помимо присутствия и “односторонней” активности на Смартлабе и в Пульсе, важным элементом IR-коммуникации являются регулярные и развёрнутые ответы эмитента на вопросы пользователей данных ресурсов.


3) Эмитент ведёт свой телеграм-канал и соц. сети с информацией для инвесторов, публикует пресс-релизы

Максимальную оценку по данному критерию мы присваиваем эмитентам, которые регулярно и оперативно делятся информацией по важным корпоративным событиям с акционерами посредством пресс-релизов на сайте, а также с помощью Telegram-каналов и социальных сетей (VK, YouTube и прочих).
Считаем лучшей практикой, если ссылки на соцсети есть на сайте компании. Но если их нет, но соцсети легко находятся с помощью поисковиков — баллы не снижаем.

Шкала оценок по данному критерию следующая: 

  • 5 баллов — компания имеет отдельный Telegram-канал (или группу в VK, YouTube, Дзен, Rutube, Одноклассники) для инвесторов, активно его ведёт и взаимодействует с читателями. Информация в пресс-релизах и соцсетях появляется оперативно по всем существенным событиям,

  • 4 балла — компания не имеет отдельных соцсетей для инвесторов, но периодически пишет новости для инвесторов в своих “основных” соцсетях; пресс-релизы на сайте публикуются оперативно по всем важным новостям,

  • 3 балла — компания редко публикует в социальных сетях информацию для акционеров, но активно пишет пресс-релизы на сайте

  • 1-2 балла — компания извещает инвесторов о самых ключевых событиях хотя бы в одном из каналов коммуникации

  • 0 баллов — компания не публикует пресс-релизы / не ведёт телеграм или соцсети

4) Эмитент отвечает на вопросы инвесторов, заданные по почте

Перед каждой публикацией новой версии рейтинга мы рассылаем всем эмитентам на IR e-mail’ы несложные вопросы от лица миноритарного акционера компании. Максимальный балл получают эмитенты, которые по существу отвечают на письмо “простого частного инвестора” в течение 3 рабочих дней. Мы снижаем оценку, если ответа приходится ждать слишком долго, а также если компания не отвечает по существу вопроса, ограничиваясь формальными “отписками”. Компаниям, которые не отвечают вовсе, а также компаниям, на сайтах которых отсутствуют контакты для акционеров и инвесторов, мы ставим 0 баллов. 

Актуальный IR-рейтинг всегда доступен здесь: sl-rating.ru/

Плюсануть 0 Править статью +Добавить статью Как выбрать брокера?
  1. Аватар CarMoney
    Думаю, что нужно добавить гиперссылку на актуальный IR-рейтинг, а не просто написать «ссылка»

    PAleksey, смартлаб поправили. Рейтинг тут: sl-rating.ru/
  2. Аватар CarMoney
    Ссылка почему-то не кликабельна :(. Рейтинг тут: sl-rating.ru/

    CarMoney, уже кликабельна. Спасибо, смартлаб!
  3. Аватар CarMoney
    Ссылка почему-то не кликабельна :(. Рейтинг тут: sl-rating.ru/
  4. Аватар PAleksey
    Думаю, что нужно добавить гиперссылку на актуальный IR-рейтинг, а не просто написать «ссылка»
Чтобы купить акции, выберите надежного брокера: